Москва окраинная. Что обязательно нужно посмотреть в Южном Тушине
Вопреки расхожему мнению, жизнь за Садовым кольцом бурлит и пенится. Time Out продолжает знакомить своих читателей с самыми интересными спальными районами Москвы, где, как оказывается, можно не только спать, но и развлекаться, культурно обогащаться и просто хорошо проводить время. Сегодня наш путь лежит в Южное Тушино.
Что посмотреть
Усадьба Братцево
Где: Светлогорский проезд, дом 13
Деревня Братцево стояла еще во времена Ивана IV. Владели ею представители разных аристократических семей, но своего расцвета она достигла при сказочно богатом графе Александре Строганове. Он подарил Братцево своей бывшей жене, которая жила в гражданском браке с Иваном Римским-Корсаковым — бывшим фаворитом Екатерины II. На деньги графа здесь возвели двухэтажный дом в стиле классицизма, разбили английский парк и каскад прудов, а также поставили беседку-ротонду и мост.
1900–1904 гг. Господский дом в его первозданном, созданным архитектором А.Н. Воронихиным виде © past.vu
В 1860-х годах в Братцеве гостил художник Иван Шишкин, который написал здесь картину «Полдень. Окрестности Москвы». В советские годы усадьбу перестраивали под школу и ясли, музей, институт прикладной ботаники и дом отдыха. В 1980 году режиссер Эльдар Рязанов снимал в усадьбе комедию «О бедном гусаре замолвите слово», а позднее его примеру последовали авторы фильма «Барышня-крестьянка» и сериала «Бедная Настя».
Каменный дом с куполом, ротондами и кариатидами сохранился до наших дней. Сейчас в нем расположились ресторан и дом отдыха Союза театральных деятелей РФ. Во время прогулки по усадьбе можно также увидеть водонапорную башню из красного кирпича, деревянный жилой дом, овощехранилище, мост и беседку с десятью колоннами. Усадебный комплекс входит в число объектов культурного наследия и, как это ни прискорбно, отчаянно нуждается в реставрации.
Тушинская чулочная фабрика
Где: улица Василия Петушкова, дом 8
1945–1948 гг. © past.vu
Если есть желание прикоснуться к заводскому прошлому Южного Тушина, то прогуляйтесь до бывших корпусов Тушинской чулочной фабрики. Каменные здания для производства одежды стали появляться на реке Сходня в 60-х годах XIX века, но в 1915 году главное производственное строение заняли сотрудники завода резиновых изделий «Проводник», эвакуированные из Риги после начала Первой мировой войны. Они изготавливали изолированные провода для военных нужд и автомобильные шины.
В 20-х годах предприятие закрыли из-за нехватки сырья, после чего здесь заработала Тушинская чулочная фабрика. На американском оборудовании тушинцы производили женские и детские чулки и носки. В 40-х годах на фабрике работали семь тысяч человек. Специально для них после Второй мировой войны построили дом культуры (сейчас там разместилась евангельская церковь) и стадион «Труд» (ныне регбийное поле спортивной школы), и постепенно возник целый район под названием Трикотажный. В нулевых годах чулочная фабрика обанкротилась и закрылась, теперь ее помещения сдаются под автомастерские и офисы.
Сходненская ГЭС
Где: Сходненский тупик, дом 1
© Russos
Самые смелые путешественники, желающие проникнуться духом района, могут пробраться через гаражи и промзоны к гидроэлектростанции, запущенной еще в 1937 году. Это одна из самых старых ГЭС в России и самая мощная в Москве. Она находится рядом с местом впадения Сходни в Москву-реку. У станции две задачи — вырабатывать электроэнергию и сбрасывать избыток воды, которая поступает из Волги в канал имени Москвы.
От напорного узла ГЭС отходит деривационный канал, который можно перейти по мосту-плотине. Набережные вдоль канала облюбовали гуляющие, рыбаки, любители шашлыков и прочий праздный народ. Прогуливаясь по набережной, обратите внимание на трубы машиностроительного предприятия имени Чернышева и на жутковатые, словно обуглившиеся заводские сооружения (Вишневая улица, дом 7, строение 129), где испытывали двигатели для самолетов Миг-29. Местные пейзажи напоминают крылатую фразу, которая, со слов выросшего здесь музыканта Гарика Сукачева, давно ходит среди тушинцев: «Вся Москва разрушена, осталось только Тушино!»