10 главных лауреатов фестиваля «Окно в Европу» за всю историю
Фестиваль «Окно в Европу», который каждый год проводится в городе Выборг Ленинградской области и в этом году пройдет со 2 по 8 августа, — второй по величине и значимости смотр актуального российского кино. Некоторые злопыхатели говорят, что этот фестиваль составляют из остатков «Кинотавра». Чтобы убедиться, что это, мягко говоря, не так, Time Out предлагает посмотреть, какие фильмы в разные годы брали главную награду
Особенности национальной охоты (1995, реж. Александр Рогожкин)
Возможно, самый народный фильм постсоветской России после «Брата», принесший огромную славу (и, к сожалению, очень стойкое клише) Алексею Булдакову. Первый, самый органичный, смешной и искренний фильм из первой настоящей российской франшизы. До этого фильма у Александра Рогожкина были и другие выдающиеся фильмы (например, лауреат Берлинского кинофестиваля «Караул»), но именно «Особенности национальной охоты» смогли в полной мере передать всю суть этой витальной «русской души».
Телец (2000, реж. Александр Сокуров)
Второй фильм из трилогии о власти пусть и не получил на Каннском фестивале никаких наград (в отличие от первой картины «Молох»), но лишний раз подтвердил, что Сокуров — гораздо больше, чем просто режиссер. В сюжет о последних днях жизни Ленина он вложил накал практически библейских страстей — предапокалиптическое ощущение скорой кончины человека, бывшего лидером целой нации, а теперь превратившегося в немощного старика, на смену которому в скором времени должен прийти новый лидер.
Кукушка (2002, реж. Александр Рогожкин)
Второй главный приз «Окна в Европу» в фильмографии Александра Рогожкина — и один из самых недооцененных российских фильмов. Это загадочная то ли комедия, то ли трагедия, то ли притча о трех людях, говорящих на разных языках, но вынужденных сосуществовать вместе во время Второй Мировой — финского снайпера, советского капитана и женщины-саамки. «Кукушка» наполнена специфическим, чисто рогожкинским юмором и в то же время достаточно серьезна, чтобы оставаться драмой о том, как три совершенно разных человека, представителей совершенно разных народов, пытаются понять друг друга.
Прогулка (2003, реж. Алексей Учитель)
Фильм, принесший Учителю первую по-настоящему крупную славу. Во-первых, звездный состав: в ролях — практически все актеры театра Петра Фоменко (особенно стоит отметить Евгения Цыганова, сыгравшего в фильме первую крупную роль). Во-вторых, уникальная, полуимпровизационная, в духе фильмов Кассаветиса манера съемки. В третьих, длинные планы-свитки, с помощью которых Учитель старался запечатлеть течение естественной жизни персонажей фильма. Этот фильм — дыхание Петербурга, запечатленное на пленку. Настоящая ода жизни, свободе, молодости и светлому небу над головой.
Мне не больно (2006, реж. Алексей Балабанов)
Алексей Октябринович не раз посещал «Окно в Европу» — в 2002 году его суровая военная драма «Война» заняла третье место в программе «Выборгский счет», а криминальный фильм «Кочегар» получил два приза в 2010 году. Но главного приза удостоилась именно эта, по мнению многих, не самая выдающаяся лента великого мастера. Несмотря на то, что привыкшие к суровым лентам вроде «Брата» зрители не были готовы к такому откровенному разговору о любви, критики необычайно высоко оценили неожиданно тонкую для Балабанова мелодраму с Александром Яценко и Ренатой Литвиновой.
Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (2009, реж. Андрей Хржановский)
Помимо главного приза в Выборге фильм-фантазия известного аниматора Андрея Хржановского получил ряд призов на кинофестивале в Карловых Варах, три премии «Ника» и еще целый ряд наград. Жаль, что причины на то были скорее прозаичные: фильм «об Иосифе Бродском» был обречен на успех, хотя сам режиссер всячески отказывался от такой характеристики. По его мнению, это фильм «инспирирован прозой Бродского», но являет собой вольные размышления о судьбе художника в эпоху, когда быть художником, а не сталеваром, считалось моветоном.
Неадекватные люди (2010, реж. Роман Каримов)
До того, как получить главный приз на «Окне в Европу», «Неадекватные люди» прошли через руки огромного количества настоящих неадекватных людей, которые даже думать не хотели о том, чтобы брать в программу фестивалей или показывать зрителям «какую-то глупую комедию». А вот после проката фильма кинокомпанией «Парадиз», которая и взяла ленту в конкурс своего фестиваля, сомнений ни у кого не осталось: «Неадекватные люди» однажды войдут в учебники по истории кино как фильм, который перевернул представления о возможностях российской коммерческой комедии начала XXI века.
Шопинг-тур (2012, реж. Михаил Брашинский)
По сути, это первый в России фильм в жанре found footage, так называемой «найденной пленки», — фильм ужасов, будто бы снятый на любительскую камеру, — и одновременно это и одна из лучших пародий на этот жанр. «Шопинг-тур» повествует о группе русских туристов, которые приехали за покупками в Хельсинки, а их там внезапно начали упоенно поедать местные жители. На фестивале фильм получил приз «за юмор и жанровую дерзость»: киновед Брашинский отлично знает каноны и как их надо нарушать.
Она (2013, реж. Лариса Садилова)
Садилова — редкий российский режиссер, которая снимает про женщин. Не про феминисток, не про сильных-и-независимых, не про содержанок и не про одиноких матерей, а про женщин — прекрасных, слабых, сильных, добрых, злых, совершенно разных. В радикальной драме «Она» Садилова рассказывает историю таджикской девушки Майи, которая приезжает в Россию к жениху и вынуждена жить в неродной стране, где ее никто не понимает и не принимает. Жаль, в свое время фильм прошел, несмотря на главный приз фестиваля, почти незамеченным.
Папа, сдохни (2018, реж. Кирилл Соколов)
В России жанр черной комедии не прижился, но «Папа, сдохни» — редкий пример кино, которое органично сочетает в себе и юмор, и жесть в духе фильмов Тарантино, и семейную драму, и даже имеет некоторый социальный подтекст. В истории о парне, который идет мстить будущему тестю-оперу и превращает в итоге квартиру в поле кровавых разборок, в целом легко узнать российскую действительность: сюжет запросто мог быть позаимствован из криминальной газетной сводки.