10 российских режиссеров-дебютантов
Великое кино – часто дебютное: оно искреннее и честное, лишенное ненужных амбиций, но наполненное стремлениями. Time Out рассказывает, на кого из отечественных молодых режиссеров стоит обратить внимание — эти люди создают кинематограф здесь и сейчас.
Александр Хант («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»)
Выпускник ВГИКа, Хант со своим фильмом сразу умудрился попасть в список кандидатов на премию «Оскар» от России и конкурировать с такими мастерами, как Алексей Учитель, Андрей Звягинцев и Борис Хлебников. «Витька Чеснок», как его окрестили зрители для краткости, моментально стал народным фильмом, несмотря на чужеродность жанра роуд-муви, — история молодого парня с бандитскими наклонностями, который везет своего парализованного отца, чтобы «обменять» его на квартиру родственника.
Мощные характеры и сплав драмы и криминального фильма создают тарантиновскую атмосферу, которую поддерживает саундтрек из хитов: от Хаски до «Грибов».
Кантемир Балагов («Теснота», «Дылда»)
Феномен российского кинематографа, невероятно самобытный молодой режиссер, пришедший оттуда, откуда не ждали – из Южной Осетии. Ученик Александра Сокурова, Балагов уже дважды был в Каннах и оба раза вернулся с наградами.
В «Тесноте» отразилось недавнее время на срезе эпох: провинциальный Нальчик, беспокойное время между первой и второй Чеченскими войнами и одно похищение, перевернувшее жизнь маленькой еврейской общины.
Второй фильм, «Дылда» — история двух женщин в послевоенном Ленинграде — продюсером которого стал Александр Роднянский, закрепил триумф Балагова как одного из самых перспективных режиссеров.
Владимир Битоков («Глубокие реки»)
Еще один ученик Сокурова из Южной Осетии еще не успел прославиться так же, как его однокурсник Балагов, но выпустил уникальную картину. Снятый в горах Северного Кавказа, фильм «Грубокие реки» ярко отражает пропасть между жителями больших городов и теми, кто живет по другим законам: это история двух братьев, которые валят лес и продают его в обмен на еду, топливо и одежду.
Бытовая драма перерастает в криминал, поднимая вопросы уважения к старшим на новом уровне: как вообще жить человеку, воспитанному на старых отцовских принципах, когда в мире институт семьи становится все более размытым и превращается в пережиток эпохи?
Костас Марсан («Мой убийца»)
Пока в Москве и Питер снимают кино про Москву и Питер, кинематографисты из Республики Саха готовят маленькую культурную революцию: их фильмы настолько выбиваются из тональности российского кинематографа, что кажутся пришельцами из другого мира.
Флагманом якутского кино стал именно «Мой убийца», мрачный триллер Костаса Марсана. Этот финчеровского толка фильм о следователе, который ведет дело о загадочном убийстве девушки, открывает перед зрителем совершенно другую Россию: с золотыми приисками, широкими необжитыми равнинами и затаившимся где-то в лесах злом.
Борис Гуц («Арбузные корки», «Фагот»)
Пионер мобильного кино в России, Гуц сразу же заявил о себе ехидной драмой «Арбузные корки», которая как раз, правда, была снята на обычную камеру.
А вот следующий свой фильм, «Фагот», он снимал на телефон. Это саркастичная история, своеобразная пародия на традиционный ромком, в которой главный герой, чтобы избавиться от нежелательных отношений с девушкой, говорит ей, что он – гей.
Фильм был признан одним из лучших в 2018 году, получил ряд призов и обеспечил Гуцу место в списках наиболее перспективных режиссеров. Моралистам следует обходить «Фагот» за версту: откровенные сцены, снятые от первого лица, общая ироничная интонация, и даже само название, которое отсылает не только к музыкальному инструменту, но и к жаргонному американскому ругательству.
Борис Акопов («Бык»)
Борис Акопов закончил ВГИК, получив приз за лучшую дипломную работу. Как и «Витьку Чеснока», «Быка» запускали на студии «ВГИК-Дебют», про которую многие слагают не самые красивые легенды — но факт в том, что именно фильмы вгиковской студии зачастую становятся прорывом для режиссеров-дебютантов, и Акопов не стал исключением.
«Быка» наградили главным призом на минувшем «Кинотавре», а также Большим призом в секции «К Востоку от Запада» на кинофестивале в Карловых Варах. В этой бандитской истории режиссер запечатлел свои воспоминания об эпохе 90-х: главный герой по прозвищу Бык,оказав услугу местному авторитету, становится частью криминального мира.
Михаил Местецкий («Тряпичный союз»)
Местецкий уже давно прославился как сценарист («Легенда №17»,«Хороший мальчик»), но как режиссер полнометражного кино он пока что выступил только раз. Правда, фильм такой, что после него можно уже больше ничего не снимать. «Тряпичный союз» — одна из самых ярких и оптимистичных комедий в новом российском кинематографе.
История проста: зашуганный, крайне неуверенный в себе парень случайно попадает в компанию шалопаев, мечтающих совершить революцию, не важно, какую. Молодежный бунт в чистом виде – это и есть «Тряпичный союз»: прорывающаяся наружу энергия, которая порождает невероятно смешные гэги. Кроме того, Местецкий смог подобрать необычайно яркий актерский ансамбль: помимо Александра Паля и Ивана Янковского, фильм раскрыл талант молодого актера Василия Буткевича, который однажды обязательно заявит о себе очень громко.
Нигина Сайфуллаева («Как меня зовут», «Верность»)
Супруга Михаила Местецкого, Нигина Сайфуллаева стремительно ворвалась в российский кинематограф, сняв один из лучших фильмов 2014 года – драму «Как меня зовут», в которой дебютировала всем ныне известная Александра Бортич.
Она играет девушку, которая согласилась поменяться именами с одноклассницей и прикинуться ею при встрече с отцом подруги, с которым та видится впервые. Такое неожиданное сюжетное решение по-новому раскрывает традиционный конфликт отцов и детей, поднимая вопрос безусловной любви родителей к ребенку.
Очень тонкий, чувственный кинематограф Сайфуллаевой проявляется и в ее втором фильме, «Верность», награжденном особым призом «Кинотавра». Это разговор на еще одну больную тему — супружеской измены — с нетрадиционной женской точки зрения.
Ксения Баскакова («Птица»)
Актеры, которые садятся в режиссерское кресло, – нередкое явление, но мало кому удается вывести это за пределы попыток и творческих поисков. Ксения Баскакова, до этого и как актриса не прославившаяся какими-то большими ролями, совершенно неожиданно переквалифицировалась в постановщика эффектных клипов (например, для групп «Пикник» и «Мельница»).
Но наиболее выдающаяся работа Ксении – это авантюрная комедия с элементами драмы «Птица», получившая целый ряд наград и номинаций на различных фестивалях, включая престижный Шанхайский кинофестиваль. История одинокой больной туберкулезом девушки-подростка, которая заводит дружбу со скандально известным рок-музыкантом по прозвищу Птица, цепляет теплотой интонации и человечным отношением к своим персонажам — это очень светлое кино про любовь к жизни, без черных теней и лишнего драматизма.
Александр Горчилин («Кислота»)
После выхода «Кислоты» кто-то в шутку назвал Горчилина «молодым Кириллом Серебренниковым». Сравнение, может быть, и уместное, если учесть, что Горчилин – актер труппы «Гоголь-центра» под руководством Серебренникова. Но по интонации это совершенно личное, авторское кино, родившееся из настроений, царивших в умах молодежи в 2018 году.
Образ кислоты, которая разъедает скульптуры коммунистических вождей, превращая их в уродливые произведения искусства – мощный и точный. Фильм-манифест, фильм-бунт, фильм, от которого многие плевались – из-за якобы бессвязности сюжета, из-за непонятных, рыхлых характеров персонажей. Но иногда, как в данном случае, отсутствие конфликта – и есть самый яркий конфликт. Неизвестно, когда Горчилин возьмется за камеру в следующий раз, но то, что это один из лучших дебютов за последнее время – факт.