От портрета носорога до кирпича из воздуха: как современные художники борются с экологическим кризисом
Влияние человека на экологию в последнее время все чаще оказывается в центре внимания культуры и поп-культуры. Одним из самых громких проектов Netflix в этом году стала серия документальных фильмов «Наша планета», озвученная знаменитым натуралистом Дэвидом Аттенборо на английском и известными актрисами Сальмой Хайек и Пенелопой Круз на испанском. А в московском «Гараже» уже месяц идет выставка «Грядущий мир» — на днях в рамках проекта Иван Дорн даже представил собственный экоманифест. Time Out выяснил, как с экологическими бедствиями борется современное искусство.
Вымирание видов
Живые организмы — пожалуй, главные жертвы безответственной жизнедеятельности человека. И искусство пытается привлечь к ним внимание уже давно: еще в 1980-х Энди Уорхол создал серию из 10 работ, изображающих разные виды на грани исчезновения — от панды, носорога и сибирского тигра до белоголового орлана, одного из символов США.
Больше фотографий
А в 2008-м скульптор Пауло Гранжон организовал целое турне в защиту панд при поддержке Всемирного фонда дикой природы. Он создал 1600 черно-белых медведей из папье-маше: именно столько в тот момент насчитывала популяция. Побывав в более чем двадцати странах (выставлялись панды и у Эйфелевой башни в Париже), инсталляция наглядно продемонстрировала, насколько немногочисленны эти всеми любимые животные.
Тающие ледники
Больше фотографий
Таяние арктических льдов — одно из самых тревожных последствий глобального потепления. В 2014 году скандинавский художник Олафур Элиассон в рамках проекта «Ледяные часы» доставил из Гренландии в Копенгаген двенадцать ледяных глыб и расставил в форме циферблата: с течением времени массивные ледяные скульптуры постепенно таяли и превращались в ничто. Так художник попытался проиллюстрировать климатические изменения, незаметные в повседневной жизни. Как сам Элиассон объяснял изданию HuffРost, его проект, повторенный в 2015-м в Париже, позволяет зрителям «непосредственно пережить реальность климатических изменений… почувствовать необъятность мира».
Больше фотографий
Таянию арктических льдов посвящены проекты и других художников. Например, американец Джастин Брайс принял участие в экспедициях NASA IceBridge в Гренландию, чтобы проследить и отразить в фотографии влияние человека на местное ледовое покрытие. На основе снимков того же проекта художница Зария Форман создает живописные полотна, на которых изображает постепенно исчезающие ледники на северо-западе Канады. Идея Форман напоминает «ледяную» задумку Элиассона: «Изображаемые мной удаленные регионы — основа климатических изменений, но они находятся вне досягаемости для большинства людей. Я пытаюсь изобразить их максимально детально, чтобы переместить зрителя в эти места, которые в противном случае так и останутся далекими и абстрактными», — объясняет художница The New York Times.
С другой стороны к той же проблеме таянья льдов подходит сингапурец Чарльз Лим. Бывший пловец, участвовавший в Олимпийских играх в составе сборной Сингапура в 1996 и сборной Китая в 2007, он основал арт-коллектив и стал исследовать исчезающие острова и терраформирование — так он ведет борьбу с повышением уровня моря.
Загрязнение окружающей среды
Еще одно негативное для планеты последствие человеческой деятельности, оказавшееся в поле зрения современных художников. Озаботившись последствиями нефтедобычи, ирландец Джон Джеррард оправился в район Техаса, ставший бесплодным из-за добычи нефти, которая доходила до 100000 баррелей в день, и сделал с помощью дрона около 10000 снимков.
Посмотреть инсталляцию
На их основе он создал виртуальную работу «Западный флаг»: на фоне техасского пейзажа возвышается труба-флагшток, из которой извергается черный дым. «Одно из главных наследий ХХ века — не скачок численности населения и улучшение качества жизни, а рост содержания диоксида углерода в атмосфере, — объясняет Джеррард. — Этот флаг — способ изобразить этот невидимый газ, представляющий опасность на международном уровне».
Другую попытку визуализировать загрязнение планеты, невидимое глазу, предпринял китайских перформансист Nut Brother. В 2017 году он в течение ста дней «пылесосил» воздух в разных районах Пекина, а затем создал из городских загрязнений солидных размеров кирпич: именно этим ежедневно дышат жители китайской столицы.
Мусор на земле и в океане
Если микрочастицы, загрязняющие почву и воздух, мы не замечаем, то горы мусора, складируемого на ближайшей городской свалке или неожиданно приплывающего к нам на пляже, может представить каждый. С этими последствиями неумеренного потребления работало уже множество художников. Например, в 2012 году Габриэль Ороско разложил на полу Музея Гуггенхайма больше тысячи объектов, привезенных с мусорного полигона Исла Арена в Мексике, — в стерильном музейном пространстве хлам выглядит более шокирующе, чем на свалке.
Больше фотографий
На постоянной основе с мусором работает Марина ДеБрис, на что намекает ее псевдоним (debris — одно из английских слов, означающих мусор). Художница создает ювелирные украшения, одежду и предметы дизайна из хлама, загрязняющего океаны и пляжи. В 2013-м собственный способ использовать «водный» мусор представили архитекторы Аманда Захтер и Александр Леви, соорудившие из пластиковых бутылок и прочих отходов, найденных в одном из водоемов Нью-Йорка, похожую на одуванчик инсталляцию Harvest Dome 2.0. Их задумка проста: призвать общественность к переработке отходов.
Посмотреть эскизы и другие фотографии
Одну из самых красивых попыток очистить воды от отходов предпринял знаменитый Кристо. В рамках одного из своих проектов Surrounded Islands он окружил одиннадцать остовов близ Майами розовой тканью и впоследствии выловил около 40 тонн прибрежного мусора.