10 фильмов о русских в Америке
1 августа, в прокат выходит «Гив ми либерти» - американский фильм, снятый нашим соотечественником Кириллом Михановским. Он рассказывает о судьбе русского парня в США, который работает водителем микроавтобуса в Милуоки и возит людей с ограниченными возможностями. Time Out выбрал еще 10 фильмов, которые рассказывают о судьбе наших соотечественников в Америке.
Ниночка (1939, реж. Эрнст Любич)
Начать, правда, стоит с фильма о русских в Европе — первого, в котором возникла «красная угроза». Впрочем, назвать русских в «Ниночке» плохими или «угрозой» язык не поворачивается: они немного нелепые, смешные и ужасно милые. А образ русской революционерки Нины, роль которой исполнила Грета Гарбо, навсегда вошел в кинематограф как один из самых трогательных комедийных образов за всю историю кино.
Русские идут! Русские идут! (1966, реж. Норман Джуисон)
На почве развития Холодной войны в Америке образ русских стал ассоциироваться с непосредственной угрозой. Как пародия на эти настроения вышел известный фильм Нормана Джуисона («Иисус Христос — Суперзвезда»), рассказывающий о маленьком безымянном островке штата Массачусетс, к которому случайно прибилась советская подлодка. Несмотря на мирные намерения прибывших, это известие приводит островок в боевую готовность, а жителей заставляет паниковать как перед концом света — к немалому удивлению русских. Очень смешно, рекомендуем.
Охотник на оленей (1978, реж. Майкл Чимино)
Что именно побудило Майкла Чимино и его соавторов сделать героев оскароносного фильма выходцами из России, толком не известно. Но это редкий случай, когда американские кинематографисты относятся с большим пиететом к отражению настоящего быта русских в США. Они не пьют водку каждые пять минут, не вославляют СССР, не носят ушанки и ходят в настоящую американскую православную церковь им. Святого Феодосия в Кливленде. Однако все это не помешало советской делегации на премьере фильма в Берлине демонстративно выйти из зала при звуках русской речи.
Москва на Гудзоне (1984, реж. Пол Мазурски)
С одной стороны, довольно «клюквенное» кино: советские холодильники, забитые водкой, километровые очереди за «импортными туфлями» и, конечно же, вездесущие агенты КГБ, сующие в свои машины до Колымы всех без разбору. С другой, очевидный гуманистический посыл: сбежав при первой возможности в страну мечты Америку, советский музыкант Владимир Иванов (Робина Уильямс), обнаруживает, что проблемы здесь ничем не отличаются — та же беднота, те же очереди, те же пустые холодильники. И — те же люди, готовые помочь, только иногда другого цвета кожи.
Русские (1987, реж. Рик Розенталь)
После незримого противостояния СССР и США на протяжении четверти века образ «russkie» («раски», как русских пренебрежительно называли в Америке) на большом экране претерпел значительные изменения вместе с образом инопланетян (интервенты — из другой части вселенной ли, в другого ли континента). Из абсолютных агрессоров что те, что другие превратились в просто других — как, например, в фильме «Инопланетянин» (1982) Стивена Спилберга и как в «Русских» Розенталя. Группа американских мальчишек (среди них совсем маленький Хоакин Феникс!) находит едва не утонувшего русского моряка Михаила, который развеивает их представления о russkies как о мировом зле.
Маленькая Одесса (1994, реж. Джеймс Грэй)
Совсем скоро на экраны выходит новый фильм Грэя, «К звездам» с Брэдом Питтом в главной роли. А начинал постановщик «Затерянного города Z» с маленькой камерной драмы о еврейских эмигрантах из СССР. Один из них, Йозеф Шапиро, работает киллером на Брайтон Бич, в самом южном районе Бруклина, который также называют «маленькой Одессой» из-за огромного количества русскоговорящей публики. В целом это довольно слабая семейная драма, в которой от быта наших соотечественников не осталось почти ничего, кроме очень ломаного русского языка.
Брат 2 (2000, реж. Алексей Балабанов)
Можно бесконечно спорить о том, насколько слабый или сильный это фильм, но факт в том, что Балабанов снял, пожалуй, лучший фильм о том, как живется русским эмигрантам в Америке. Он показал, что пропасть более глубокую, чем между русским менталитетом — неуемным, склонным к отрицанию любых навязываемых извне норм, — и внешним демократизмом американской рациональности, сложно себе представить. Ну, разве что Данила Багров был азиатом с индифферентным отношением к человеческой жизни — но это уже было в «Брате якудзы» Такеши Китано.
Механик (2005, реж. Дольф Лундгрен)
Фильм хорошо отражает, как сами американцы воспринимают приезжающих к ним русских. Наверняка, как и герой Дольфа Лундгрена, они бегут в Америку от нескончаемого бандитизма, который не заканчивается со времен 90-х, и находят в новой стране успокоение — но беспокойная родина все равно находит их и призывает к себе. Так бывший афганец, даже немного помнящий русский язык, возвращается на родину из уютных США, чтобы чинить вендетту.
Порок на экспорт (2007, реж. Дэвид Кроненберг)
После «Опасного метода» Кроненберг открыл для себя Вигго Мортенсена и, продолжая разбираться в человеческой психологии, обратил взор на Россию — «отстойник всех подсознательных страхов Запада», по выражению искусствоведа Бориса Гройса. В этом фильме русская мафия появилась в новом обличье: жутко правдоподобном, но невероятно привлекательном. Они так же едят борщ, так же татуированы с головы до ног, но не выглядят, как клюква в малиновом пиджаке, а действительно внушают страх и уважение.
Велкам хом (2013, реж. Ангелина Никонова)
Фильм Никоновой — это несколько портретов русских американцев, на примере которых мы видим, насколько неожиданными могут быть жизненные сюжеты: армянин-трансвестит, женщина, изучающая английский на заседаниях анонимных алкоголиков, и пожилая уборщица туалетов. Может быть, в этих портретах немало иронии, но все-таки еще больше — любви.