10 фильмов об оперных певцах
C 25 июля в кинотеатрах идет документальная картина «Паваротти», посвященная, пожалуй, самому известному оперному певцу в мире. Time Out вспомнил еще 10 картин, в которых главные герои распевают арии.
Дива (Diva, 1981, реж. Жан-Жак Бенекс)
Для Жан-Жака Бенекса, ныне известного режиссера рекламы, этот фильм стал дебютным. Вопреки слабой прессе, «Дива» собрала четыре национальных премии «Сезар», два приза Московского кинофестиваля, а также отлично прошла в кинотеатрах США.
Сейчас, спустя какое-то время, этот триллер про молодого человека, влюбившегося в выдающуюся певицу, которая по загадочным причинам отказывается выступать на публике, признается наивысшим достижением Бенекса, и это правда — больше в его карьере столь же мощного и стильного фильма не случилось.
Встреча с Венерой (Meeting Venus, 1991, реж. Иштван Сабо)
Пылкая, страстная и невероятно красивая мелодрама классика венгерского кино Иштвана Сабо, с интернациональным составом актеров. Номинантка на премию «Оскар» Гленн Клоуз играет оперную певицу, появление которой сводит с ума всех музыкантов в оркестре, включая женатого дирижера. Опера в фильме, конечно, далеко не ключевая его часть — на первый план выходит служебный роман. Но это красиво: музыканты готовят «Тангейзер» Рихарда Вагнера, постановкой которого Сабо занимался за несколько лет до того, как взялся за этот фильм.
Прощай, моя наложница (Ba wang bie ji, 1992, реж. Чжэнь Кайгэ)
Лауреат Каннского кинофестиваля, красивейшая китайская драма о двух певцах Пекинской оперы, играющих одну и ту же пьесу на протяжении 50 лет, один из которых изображает императора, а второй — его наложницу. Все это разворачивается на фоне политических событий в Китае, которые затрагивают культурную и социальную сферы, а кроме того, это очень выразительно: китайская опера известна своей страстностью.
М. Баттерфляй (M. Butterfly, 1993, реж. Дэвид Кроненберг)
Как своеобразный ответ на «Прощай, моя наложница», эта картина стала настоящим сюрпризом как для фанатов известного своими хоррорами Дэвида Кроненберга, так и для тех, кто творчество самого известного режиссера Канады на дух не переносил. Он взял неожиданный материал: пьесу Дэвида Генри Хвана, основанную на биографии оперной певицы Ши Пэйпу, у который был свой секрет. Какой — узнаете, когда посмотрите фильм, иначе не избежать спойлера. Заодно насладитесь прекрасной музыкой из оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини.
Фаринелли-кастрат (Farinelli, 1994, реж. Жерар Корбьо)
Еще одна французская картина в нашем списке. Вольное изложение биографии дуэта выдающихся музыкантов, братьев Карло и Риккардо Броски, первый из которых стал известен тем, что был кастрирован вторым в детстве. Это потрясающе живописная драма, которая не только наполнена красивой музыкой, но и рассказывает поражающую воображение историю преступной славы, построенной на чужом таланте: старший брат Риккардо не только стал известным композитором, но и пользовался даром младшего, чтобы охмурять женщин.
Пятый элемент (The Fifth Element, 1997, реж. Люк Бессон)
Разумеется, этот фильм вовсе не про оперу. Но не включить его в наш список просто невозможно. Причина проста: инопланетная певица Плавалагуна. Музыкальный номер с ней стал визитной карточкой фильма, а исполняемая ею ария — одним из самых известных саундтреков в мире. Кстати говоря, многие уверены, что исполняемая Плавалагуной музыка была сочинена специально для фильма. Это не так: албанская оперная певица Инва Мула исполняла арию из оперы «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, музыкально слегка переделанную на современный лад.
Каллас навсегда (Callas Forever, 2002, реж. Франко Дзефирелли)
Скончавшийся этим летом близкий друг Лукино Висконти, режиссер театра и кино Франко Дзефирелли был лично знаком с Марией Каллас и считал ее своей музой. Он не стал снимать буквальную экранизацию жизни великой оперной певицы, а придумал «продолжение» ее жизни, как если бы она осталась жива и решилась на исполнение партии в опере «Кармен» Бизе, которую она так и не взяла при жизни. Получившийся фильм стал своеобразным монументом наследию великой певицы.
Песнь Номи (The Nomi Song, 2004, реж. Эндрю Хорн)
Единственная документальная картина в нашем списке, посвященная крайне одиозному персонажу. Клаус Номи — американский певец немецкого происхождения, который, будучи поклонником рок-н-ролла, стремился соединить в музыке классическое оперное искусство и популярную музыку. К сожалению, его яркая звезда угасла очень рано: Номи был одной из первых медийных личностей, кто умер от СПИДа. Фильм также получил специальный приз на Берлинском кинофестивале за освещение проблем ЛГБТ*-сообщества.
Квартет (Quartet, 2012, реж. Дастин Хоффман)
Единственный режиссерский проект Дастина Хоффмана, который он снял уже в преклонном возрасте и со знанием дела. История о сообществе бывших певцов оперной сцены в доме престарелых, которые каждый год отмечают концерт Джузеппе Верди. Милое и обаятельное, хотя и несколько театральное английское кино, построенное на диалогах прекрасного драматурга Рональда Харвуда, по сценарию которого в свое время Роман Полански снял «Пианиста». В главной роли — Мэгги Смит.
Примадонна (Florence Foster Jenkins, 2016, реж. Стивен Фрирз)
И наконец — трогательный и невероятно позитивный комедийный байопик о, пожалуй, самой бездарной певице в истории музыки. Стивен Фрирз известен своими пышными костюмными драмами («Королева»), и фильм о Флоренс Фостер Дженкинс, которая ужасно пела, но была уверена в том, что она гениальна, подан с королевским размахом. Роль обаятельной неумехи принесла Мерил Стрип номинацию на «Оскар». По мотивам биографии этой же певицы также снят не менее торжественный французский фильм «Маргарита».
*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено