Женский взгляд. 7 фильмов современных российских постановщиц
«Хороший мальчик» (2016, реж. Оксана Карас)
Школьник Коля Смирнов (Семен Трескунов) влюбляется в учительницу английского языка Алису Денисовну (Иева Андреевайте), а дочь директора школы Ксюша (Анастасия Богатырева) начинает испытывать чувства к Коле. А тут еще кто-то поджег компьютерный класс, куда только что поставили новую технику — подозревают Колю. К тому же дома у Коли отец начал чудить и придумывать какой-то новый режим сна и бодрствования, точнее, сплошного бодрствования почти без сна…
«Хороший мальчик», в 2016 году завоевавший главный приз «Кинотавра», привлекает искренностью и чувством юмора. У постановщицы Оксаны Карас получается настоящая история взросления без лишней философии, взрослых нравоучений и серьезных долгих разговоров между родителями и детьми.
Пора влюбленности граничит с осознанием ответственности за личные поступки, а за сложными моментами супружеской жизни светлеет оптимистичное будущее. Даже если глава семейства не устанет искать новые способы достичь гармонии с миром.
«История одного назначения» (2018, реж. Авдотья Смирнова)
Ротный писарь Василий Шабунин (Филипп Гуревич) предстает перед военным судом за пощечину командиру роты — а адвокатом молодого солдата становится сам граф Лев Толстой (Евгений Харитонов).
При всей историчности картина Авдотьи Смирновой оказалась весьма актуальной в современной России: простой военный писарь Шабунин становится олицетворением всего русского народа, беззащитного перед суровыми государственными законами, совесть ведет неравный бой с социальными предрассудками, а долг оказывается противовесом чести.
«Сердце мира» (2018, реж. Наталия Мещанинова)
Скромный Егор (Степан Девонин) усердно служит ветеринаром на собачьей тренировочной станции. Он замкнут и находит общий язык только с животными, но все же делает попытки сблизиться с семьей хозяина станции Николая Ивановича (Дмитрий Поднозов).
Хрупкое «Сердце мира» показывает зрителю естественность природы и гуманность Егора, который, отказавшись от прошлого, радуется тишине и спокойствию в общении с животными. Чувствовать здоровое дыхание и тепло питомцев, ощущать с ними единение — вот счастье. Наталья Мещанинова создает аккуратное, «чистое» кино, где в холодной реальности бьется горячая боль человеческого одиночества. Картина удостоилась главного приза «Кинотавра» в 2018 году.
«Перемирие» (2010, реж. Светлана Проскурина)
Егор Матвеев (Иван Добронравов) познает мир через случайные знакомства и встречи, в которых каждый раз узнает что-то новое о себе. И, познав любовь и трагедию, он наконец остается один на один с самим собой.
Фильм Светланы Проскуриной трепетно показывает состояние русской души в городах и селах, которых нет — ни на карте, ни в реальности. Однако в пустом пространстве уживаются добро и зло, равнодушие и дружба, шепот и громкое пение «Королевы красоты». Тягучая метафизика «Перемирия» возрастает в противодействии героя и безликого окружения — или непротиводействии. Главный приз «Кинотавра» в 2010 году.
«Звезда» (2014, реж. Анна Меликян)
Маша (Тинатин Далакишвили) мечтает стать звездой. Рита (Северия Янушаускайте) мечтает забеременеть и женить на себе замминистра, чей сын Николай (Павел Табаков) влюблен в Машу и постоянно конфликтует с пассией отца. После очередного выяснения отношений Рита бросает насиженное место — и попадает в жестокий мир, где нет иллюзий, зато есть Маша.
В «Звезде» Анны Меликян удачно сочетается сатира гламура и драма несбыточной мечты. Ее героини — современные ловцы удачи, они стремятся к лучшей жизни, не очень хорошо осознавая последствия.
«Герда» (2021, реж. Наталья Кудряшова)
Днем Лера (Анастасия Красовская) проходит учебную практику в институте, заглядывая в квартиры простых россиян и проводя соцопросы, а по ночам танцует в клубе, чтобы прокормить себя и маму. Отец делает их жизнь невыносимой. Такой же невыносимой, как большинство жизней тех, к кому она ходит каждый день.
И днем, и ночью она будто находится во мраке, пытаясь не только отыскать смысл жизни, но и наконец распустить заветные крылья, которые помогут ей добраться до светлого будущего. И уже не столь важно, где оно будет – в этом или другом мире. В «Герду», вероятно, благодаря цветовой палитре, и Анастасию Красовскую влюбился Гаспар Ноэ, увидевший картину на фестивале в Локарно и отыскавший Наталью Кудряшову в социальных сетях, чтобы выразить благодарность за такое вдохновенное и страшное кино.
«Разжимая кулаки» (2020, реж. Кира Коваленко)
В маленьком североосетинском городке Мизур разворачивается семейная драма. После трагических событий отец перестает различать границы: забота заменяется гиперопекой, а клетка все сильнее сдавливается вокруг уже взрослой девушки Ады. Разомкнуть отцовские объятия оказывается непросто. Выход лишь один – сбежать, оставив за спиной страдания, боль и выжженное поле.
В отличие от работы другой ученицы Александра Сокурова, Малики Мусаевой («Клетка ищет птицу»), фильм Киры Коваленко о патриархальных устоях Северного Кавказа не ограничивается лишь слепком серой и каменистой реальности – это зрелая и ловко сконструированная картина о глубоко зарытой травме сразу нескольких поколений, которая разрушает жизни даже спустя не один десяток лет. Недаром Коваленко была отмечена главным призом Каннского кинофестиваля в секции «Особый взгляд».