7 фильмов российских женщин режиссеров

Женский взгляд. 7 фильмов современных российских постановщиц

Алишер Улфатшоев   29 июня 2023
5 мин
Женский взгляд. 7 фильмов современных российских постановщиц
Кадр из фильма «Разжимая кулаки»
29 июня Авдотье Смирновой исполняется 54 года. Самые известные работы постановщицы – сериал «Вертинский» и драма «История одного назначения». В последние годы отечественное кино все чаще открывает режиссеров-женщин, отважно поднимающих трудные и порой даже табуированные темы. Time Out выбрал семь картин российских постановщиц, которые точно не оставят вас равнодушными.

«Хороший мальчик» (2016, реж. Оксана Карас)

Кадр из фильма «Хороший мальчик»

Школьник Коля Смирнов (Семен Трескунов) влюбляется в учительницу английского языка Алису Денисовну (Иева Андреевайте), а дочь директора школы Ксюша (Анастасия Богатырева) начинает испытывать чувства к Коле. А тут еще кто-то поджег компьютерный класс, куда только что поставили новую технику — подозревают Колю. К тому же дома у Коли отец начал чудить и придумывать какой-то новый режим сна и бодрствования, точнее, сплошного бодрствования почти без сна…

«Хороший мальчик», в 2016 году завоевавший главный приз «Кинотавра», привлекает искренностью и чувством юмора. У постановщицы Оксаны Карас получается настоящая история взросления без лишней философии, взрослых нравоучений и серьезных долгих разговоров между родителями и детьми.

Пора влюбленности граничит с осознанием ответственности за личные поступки, а за сложными моментами супружеской жизни светлеет оптимистичное будущее. Даже если глава семейства не устанет искать новые способы достичь гармонии с миром.


«История одного назначения» (2018, реж. Авдотья Смирнова) 

Кадр из фильма «История одного назначения»

Ротный писарь Василий Шабунин (Филипп Гуревич) предстает перед военным судом за пощечину командиру роты — а адвокатом молодого солдата становится сам граф Лев Толстой (Евгений Харитонов).

При всей историчности картина Авдотьи Смирновой оказалась весьма актуальной в современной России: простой военный писарь Шабунин становится олицетворением всего русского народа, беззащитного перед суровыми государственными законами, совесть ведет неравный бой с социальными предрассудками, а долг оказывается противовесом чести.


«Сердце мира» (2018, реж. Наталия Мещанинова)

Кадр из фильма «Сердце мира»

Скромный Егор (Степан Девонин) усердно служит ветеринаром на собачьей тренировочной станции. Он замкнут и находит общий язык только с животными, но все же делает попытки сблизиться с семьей хозяина станции Николая Ивановича (Дмитрий Поднозов).

Хрупкое «Сердце мира» показывает зрителю естественность природы и гуманность Егора, который, отказавшись от прошлого, радуется тишине и спокойствию в общении с животными. Чувствовать здоровое дыхание и тепло питомцев, ощущать с ними единение — вот счастье. Наталья Мещанинова создает аккуратное, «чистое» кино, где в холодной реальности бьется горячая боль человеческого одиночества. Картина удостоилась главного приза «Кинотавра» в 2018 году. 



«Перемирие» (2010, реж. Светлана Проскурина) 

Кадр из фильма «Перемирие»

Егор Матвеев (Иван Добронравов) познает мир через случайные знакомства и встречи, в которых каждый раз узнает что-то новое о себе. И, познав любовь и трагедию, он наконец остается один на один с самим собой.

Фильм Светланы Проскуриной трепетно показывает состояние русской души в городах и селах, которых нет — ни на карте, ни в реальности. Однако в пустом пространстве уживаются добро и зло, равнодушие и дружба, шепот и громкое пение «Королевы красоты». Тягучая метафизика «Перемирия» возрастает в противодействии героя и безликого окружения — или непротиводействии. Главный приз «Кинотавра» в 2010 году.


«Звезда» (2014, реж. Анна Меликян)

Кадр из фильма «Звезда»

Маша (Тинатин Далакишвили) мечтает стать звездой. Рита (Северия Янушаускайте) мечтает забеременеть и женить на себе замминистра, чей сын Николай (Павел Табаков) влюблен в Машу и постоянно конфликтует с пассией отца. После очередного выяснения отношений Рита бросает насиженное место — и попадает в жестокий мир, где нет иллюзий, зато есть Маша.

В «Звезде» Анны Меликян удачно сочетается сатира гламура и драма несбыточной мечты. Ее героини — современные ловцы удачи, они стремятся к лучшей жизни, не очень хорошо осознавая последствия.


«Герда» (2021, реж. Наталья Кудряшова)

Кадр из фильма «Герда»

Днем Лера (Анастасия Красовская) проходит учебную практику в институте, заглядывая в квартиры простых россиян и проводя соцопросы, а по ночам танцует в клубе, чтобы прокормить себя и маму. Отец делает их жизнь невыносимой. Такой же невыносимой, как большинство жизней тех, к кому она ходит каждый день.

И днем, и ночью она будто находится во мраке, пытаясь не только отыскать смысл жизни, но и наконец распустить заветные крылья, которые помогут ей добраться до светлого будущего. И уже не столь важно, где оно будет – в этом или другом мире. В «Герду», вероятно, благодаря цветовой палитре, и Анастасию Красовскую влюбился Гаспар Ноэ, увидевший картину на фестивале в Локарно и отыскавший Наталью Кудряшову в социальных сетях, чтобы выразить благодарность за такое вдохновенное и страшное кино.


«Разжимая кулаки» (2020, реж. Кира Коваленко)

Кадр из фильма «Разжимая кулаки»

В маленьком североосетинском городке Мизур разворачивается семейная драма. После трагических событий отец перестает различать границы: забота заменяется гиперопекой, а клетка все сильнее сдавливается вокруг уже взрослой девушки Ады. Разомкнуть отцовские объятия оказывается непросто. Выход лишь один – сбежать, оставив за спиной страдания, боль и выжженное поле.

В отличие от работы другой ученицы Александра Сокурова, Малики Мусаевой («Клетка ищет птицу»), фильм Киры Коваленко о патриархальных устоях Северного Кавказа не ограничивается лишь слепком серой и каменистой реальности – это зрелая и ловко сконструированная картина о глубоко зарытой травме сразу нескольких поколений, которая разрушает жизни даже спустя не один десяток лет. Недаром Коваленко была отмечена главным призом Каннского кинофестиваля в секции «Особый взгляд».