10 фильмов времен перестройки
Астенический синдром (1989, реж. Кира Муратова)
Фильм, в некотором роде ставший подведением итогов эпохи. Две истории о людях, которые никому не нужны, которых никто не понимает, и которые сходят от этого с ума. Если в “Маленькой Вере” впервые показали секс на экране, то в “Астеническом синдроме” впервые прозвучала нецензурная лексика — и, кажется, это был ярчайший признак, что люди уже просто не могли сдерживаться. Лучшая, и самая страшная сцена — человек, заснувший прямо посреди станции метро, которому никто не пытается помочь. Потому что никому ни до кого нет дела в рамках собственной изоляции от общества.
Папа, умер Дед Мороз (1991, реж. Евгений Юфит)
Фильм уже скорее послеперестроечный, хотя так называемый питерский некрореализм, как альтернативный вид кинематографа, максимально далекий от советской идеологии, породила именно перестройка. Искусство вечно, потому что мертво, ведь то, что мертво, умереть не может, а человека отражает искусство. Такая вот пессимистическая концепция, как и сам фильм. Все тот же интеллигент приезжает в провинцию, где его терроризируют загадочные безликие люди, заражающие своей безликостью остальных.