10 фильмов времен перестройки
С 15 августа в прокат повторно выходит культовый фильм «Игла» Рашида Нугманова, с Виктором Цоем и Петром Мамоновым в главных ролях. Он отразил ключевые настроения в жизни людей в период перестройки СССР — упадок и разложение моральных основ, сомнения в будущем и общая бесполезность существования. Чтобы подготовиться к просмотру, TimeOut подобрал еще 10 ключевых фильмов периода перестройки.
Покаяние (1989, реж. Тенгиз Абуладзе)
После выхода фильм был сразу отложен «на полку» и вышел в прокат лишь спустя пять лет. Некоторые киноведы считают, что именно с этого фильма началась перестройка в кино». Он отражал критическое состояние общества в тот момент: у власти стоит бессменный диктатор, правительство старается — буквально — похоронить прошлое в виде тела предыдущего правителя безымянной страны. Но его выкапывает таинственная женщина, как напоминание о преступлениях, которые нельзя забывать. Что-то этот сюжет напоминает…
Черный монах (1988, реж. Иван Дыховичный)
Правда, до «Покаяния» вышел еще один фильм, не ставший таким хитом, но тоже крайне любопытный. Снятый по повести Антона Чехова, «Черный монах» рассказывает о магистре философии, который чертовски устал после некой долгой работы и уехал в родную деревню, чтобы слегка отдохнуть, где встретил любовь всей своей жизни. Разумеется, хэппи-энд не для этой истории: герою тяжело решиться даже на такой важный для него поступок, настолько он измотан. Как и все советские люди на излете СССР.
Агония (1974, реж. Элем Климов)
Да, мы не ошиблись. «Агония» был снят раньше перестройки, но вышел фильм лишь спустя десять с лишним лет, в 1985 году, и стал своеобразным отражением мироощущения страны. Предчувствие упадка и разрухи совпадает с настроением своеобразной агонии царской власти, к которой ее привел Распутин. За кадром остается трагедия с убийством семьи Николая II, ознаменовавшей собой конец эпохи — который был не за горами и в реальной жизни. Кстати, в 1985 году вышел и другой симптоматичный фильм времени — «Проверка на дорогах» Германа-старшего.
Господин оформитель (1988, реж. Олег Тепцов)
Вообще, фильмы времен перестройки, действие которых разворачивается в начале двадцатого века в Петербурге — это какой-то отличительный знак того времени. Дебют бывшего музыканта Олега Тепцова обладает особенным, потусторонним обаянием: история про художника, который создал идеальный манекен, а потом встретил девушку, как две капли воды на него похожую, пугал и очаровывал одновременно. Само состояние творца, которого ждет роковая встреча с тем, что он будто бы сам и сотворил, символизировало состояние творческой интеллигенции в тот момент.
Курьер (1986, реж. Карен Шахназаров)
Любимый фильм советских людей, который сейчас смотрится уже с совсем иным настроением. Тогда это была легкая картина о школьнике, который вроде и хочет встречаться с девочкой, но не совсем понимает, как. В наше время «Курьер» кажется практически экзистенциальной драмой: парень, символизирующий собой целое поколение молодежи того времени, без ориентиров и ценностей. Помните: «Вот тебе пальто, носи и мечтай о чем-нибудь великом». А мечтать-то и не о чем — все измельчало.
Интердевочка (1989, реж. Петр Тодоровский)
Самый кассовый советский фильм в год выхода, и это совершенно не удивительно. Все знают, что Петербург — настоящая мекка российской проституции. Писатель Владимир Кунин, по мотивам повести которого и снят фильм, провел серьезное исследование и открыл стране тайный мир «интердевочек», которые продавали свое тело за иностранную валюту. Несмотря на бытовую завязку, в этом образе «интердевочки» так же можно увидеть подсознательное желание обратить свой взор на запад, где главенствует стабильный и надежный символ успеха — доллар.
Маленькая Вера (1988, реж. Василий Пичул)
В принципе, этот фильм очень хорошо рифмуется с предыдущим фильмом, как и с еще одной знаковой картиной эпохи — «Авария, дочь мента». Всех их объединяет образ потерянных, неуверенных в себе девушек, которые постоянно попадают в какие-то передряги. Но конкретно этот фильм знаменателен тем, что как бы рискнул сбросить последние оковы цензуры — в том числе телесные: первая постельная сцена в истории советского кино была именно в «Маленькой Вере», за что фильм с непривычки нарекли чуть ли не порнографией.
Письма мертвого человека (1986, реж. Константин Лопушанский)
Удивительно, но один из лучших фильмов про постапокалипсис вышел именно в СССР и именно в период перестройки. Картина Лопушанского, пожалуй, лучшего экранизатора Стругацких (все-таки «Сталкер» — это скорее Тарковский, чем Стругацкие), вышла очень близкой к настроению произведений лучших фантастов нашей страны. И снова в центре интеллигент, лауреат Нобелевской премии, который воплощает в себе расхожий типаж того времени — умный человек, вокруг которого объединяются люди, отчаявшиеся в поисках жизненного пути.
Астенический синдром (1989, реж. Кира Муратова)
Фильм, в некотором роде ставший подведением итогов эпохи. Две истории о людях, которые никому не нужны, которых никто не понимает, и которые сходят от этого с ума. Если в “Маленькой Вере” впервые показали секс на экране, то в “Астеническом синдроме” впервые прозвучала нецензурная лексика — и, кажется, это был ярчайший признак, что люди уже просто не могли сдерживаться. Лучшая, и самая страшная сцена — человек, заснувший прямо посреди станции метро, которому никто не пытается помочь. Потому что никому ни до кого нет дела в рамках собственной изоляции от общества.
Папа, умер Дед Мороз (1991, реж. Евгений Юфит)
Фильм уже скорее послеперестроечный, хотя так называемый питерский некрореализм, как альтернативный вид кинематографа, максимально далекий от советской идеологии, породила именно перестройка. Искусство вечно, потому что мертво, ведь то, что мертво, умереть не может, а человека отражает искусство. Такая вот пессимистическая концепция, как и сам фильм. Все тот же интеллигент приезжает в провинцию, где его терроризируют загадочные безликие люди, заражающие своей безликостью остальных.