Рецензия на фильм: «Страшные истории для рассказа в темноте»
1968, Милл-Вэлли, Калифорния. Компания подростков-аутсайдеров во главе с начинающей авторкой Стеллой (Зои Маргарет Коллетти) решают на Хэллоуин проучить местного задиру и выпендрежника Томми (Остин Абрамс). В ходе операции герои оказываются в подвале заброшенного дома, где по легенде была замучена дочь фабричного магната, и находят зловещую книгу рассказов, написанную ее рукой. Неаккуратно произнесенное слово высвобождает мстительный дух погибшей, и вот уже новые кровавые истории из манускрипта начинают воплощаться в реальность.
На протяжении веков схема «дети против монстров» успешно использовалась культурами разных стран для создания запоминающихся историй – начиная с народных сказок, вроде «Гусей-Лебедей» и «Гензель и Гретель», и заканчивая «Очень странными делами». Знает это и режиссер Гильермо дель Торо, который не раз помещал данный нарратив в основание своих лучших картин. Вот и экранизацию культового сборника для детей за авторством Элвина Шварца оскароносный мексиканец изначально планировал ставить самостоятельно, однако остался на проекте лишь в качестве продюсера, предложив упомянутой выше концепт. Увы, заменивший его Андре Овредал («Охотники на троллей») достойно продолжить дело наставника не смог: «Страшные истории…» в итоге оказались похожи скорее на детскую франшизу «Ужастики», чем на новый «Лабиринт фавна» или «Оно» Андреса Мускетти.
Дело не столько в том, что под руководством Овредала когда-то не на шутку будоражившие американских детей истории получились слишком вылизанными и лишенными какого-либо животного обаяния – сами по себе эти фрагменты вполне способны напугать (спасибо Дель Торо!). Причем, даже несмотря на отсутствие в них графических элементов и рейтинг PG-13, у нас почему-то ставший 16 . Настоящие проблемы начинаются в переходах между этими эпизодами, когда в фокусе авторов (среди которых удивительным образом обнаружились как авторы франшизы «Пила», так и создатели «ЛЕГО Фильма») оказываются подростки и окружающая их захолустная Америка конца шестидесятых. Тут-то наружу вылезают и созданная словно по учебнику система персонажей, и лобовой политический комментарий с привязкой к войне во Вьетнаме, и шитый белыми нитками сюжет, чей главный конфликт становится понятным примерно к середине.
Еще более схематично отрабатывают сценаристы социальную повестку – а именно тему женского угнетения и подавления, которому, в сущности, и посвящена эта детская страшилка. И если подсюжет становления Стеллы из забитой и травмированной сироты в начинающую писательницу хоть как-то встроен в общую канву, пускай и через клише одиночки-отца и покинувшей семью матери, то заглавная линия с дочерью магната, которую загнобили за высказывание неудобной правды, не отдает ничем иным, кроме как недвусмысленным желанием создателей говорить исключительно тэгами сегодняшнего дня.
Конечно, в картине есть пара удачных моментов, которые заставят пробежать холодок по спине: например, первая новелла про огородное чучело по имени Гарольд – достаточно жуткая и по смыслу, и по исполнению. Или эффектное появление финального монстра, который без остановки верещит слово «уклонист». Впрочем, все это не решает главную проблему: для фильма, в котором несколько раз отчетливо произносят мантру «истории лечат, истории калечат», здесь слишком мало неординарного именно по части сторителлинга – словом, велик шанс, что от этих «Историй» в зрительном зале не покалечится и не исцелится никто.