Бандиты, олигархи и Курт Кобейн. 27-й фестиваль «Окно в Европу»: что смотреть и что не смотреть
В Выборге финишировал кинофестиваль «Окно в Европу» – очень важный, очень смелый и очень противоречивый парад отечественного кино. Time Out отсмотрел за неделю более сорока фильмов и выбрал те, о которых невозможно не рассказать.
«Хроники ртути» (режиссеры Саша Кулак, Бен Гэз, документальный, Россия-США)
Награда: главный приз в секции «Копродукция. Окно в мир», приз Гильдии киноведов и кинокритиков (Неигровое кино), 2ое место в голосовании кинокритиков «Пять звезд»
Где смотреть: фестивали документального кино
Крошечный город Новую Индию вряд ли когда-либо можно было назвать мегаполисом, — тем не менее, еще лет тридцать назад жизнь в нем теплилась: пока в этом шахтерском поселке добывали ртуть, здесь стояло почти двести домов. Сейчас же в этом райском уголке, которое считается чуть ли не самым загаженным во всей Америке, живет всего два человека – два давно спившихся фрика, брат и сестра Вудс. Они постоянно что-то бормочут о времени и о себе, разгневанно машут руками, когда на выборах побеждает Трамп, хоронят пресловутую американскую мечту и ведут интеллектуальные споры со своими псами, среди которых Офелия, Полоний и Гамлет. А камера бродит за этими «вечно молодыми и вечно пьяными» по пятам и прислушивается к их недетскому лепету.
«Смерть нам к лицу» (режиссер Борис Гуц)
Награда: главный приз основного конкурса, Приз Гильдии продюсеров России
Где смотреть: надеемся на прокат
Что делать в безвыходной ситуации? – Конечно, снимать кино! Так решает героиня фильма Бориса Гуца и хватается за смартфон: врачи нашли у нее онкологию в четвертой стадии и отвели на жизнь несколько месяцев. Правда, в Германии девушке могли бы помочь, однако помощь стоит недешево: за четыре дня героине нужно где-то раздобыть четыре миллиона. Таких денег у бедной студентки Маши, разумеется, нет, поэтому она начинает снимать кино о своих же похоронах: выбирает цвет гроба, платье, заказывает место на кладбище. А тем временем ее муж, курьер-неудачник по имени Петя, пытается где-то найти заветные четыре миллиона…
На пресс-конференции режиссер Борис Гуц сказал, что в этой истории очень много личного: ему самому врачи поставили не самый хороший диагноз и тоже сказали, что «что жить осталось недолго». Тем не менее, «дедлайн» уже прошел, а проблемы (стучим по дереву!) так и не проявились. Так что Гуц прекрасно понимает, о чем говорит. Наверное, именно поэтому в его фильме такой безбашенный заряд оптимизма и такие искренние интонации: режиссер умудрился сделать не просто очередной хулиганский трэш на тему похорон с элементами абсурда, а трогательную молодежную комедию, в которой светлого юмора гораздо больше, чем черного. Кстати, как и предыдущий проект Гуца – «Фагот» – «Смерть» снята с помощью мобильного телефона.
«Как новый» (режиссер Евгений Шелякин)
Награда: победитель конкурса «Выборгский счет» (зрительское голосование), приз медиаконгресса «Содружество журналистов» и Союза журналистов – «За лучший сценарий»
Где смотреть: скоро в прокате
Без гроша, без имени и даже без прошлого – пожилой джентльмен лет семидесяти очнулся где-то на Филиппинах прямо на берегу моря. И не смог вспомнить, ни кто он такой, ни как здесь оказался. Пришлось приспосабливаться к местным условиям: искать тех, кто говорит по-русски, дружить с местными аборигенами и учиться жить заново…
Порядком потрепанная мысль о том, что «возраст – это не приговор», и что «даже в семьдесят можно начать все с нуля», звучит несколько наивно, но в рамках комедии авторам удалось найти для нее вполне убедительную оболочку. Получилось, правда, немного нервно и немного неровно, зато драйв и позитив, привкус экзотики (фильм снимался на Филиппинах), а также отличный сценарий и необычный главный герой (Михаил Гомиашвили) помогают закрыть глаза на кое-какие просчеты.
«Седьмой пробег по контуру земного шара» (режиссер Виталий Суслин)
Награда: специальный приз жюри – «За авторский взгляд, форматирующий реальность героя», приз имени Саввы Кулеша – «За творческий поиск», Приз Гильдии киноведов и кинокритиков
Где смотреть: фестивали + надеемся на прокат
Хочешь быть художником? – Будь им. Михаил не может не рисовать: всю жизнь он просиживает штаны, работая охранником на каком-то Богом забытом складе, и всю жизнь его пальцы тянутся к карандашу. Впрочем, Репина из него так и не получилось: ни его самого, ни его картины люди почему-то не замечают…
В наш век господства блокбастеров снимать кино маленькое и тихое – уже почти подвиг. Виталий Суслин («Голова, два уха») повторил его дважды: он из тех немногих, кто еще пытается плыть против течения и не брать в расчет реалии киноиндустрии и кинопроката. Простые истории, простые персонажи – едва заметные, неотделимые от толпы, – именно они притягивают Виталия Суслина, именно о них он делает свое кино, не уставая вглядываться в лица тех, кого мы, как правило, не в силах увидеть, даже если долго смотрим на них в упор.
«Простой карандаш» (режиссер Наталья Назарова)
Награда: специальный приз жюри – «За актуальную трактовку классического сюжета о противостоянии личности обстоятельствам», Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, 1ое место в голосовании кинокритиков «Пять звезд»
Где смотреть: фестивали + надеемся на прокат
Еще один фильм о художниках, правда, снятый в совершенно другой тональности. В рабочий поселок, где нет ничего, кроме раздолбанных дорог, бандитов и карандашной фабрики, приезжает петербурженка: ее муж мотает срок в колонии неподалеку, вот барышня и решила поиграть в жену декабриста. Но так как даже жене декабриста нужно на что-то жить, она устраивается в местную школу учителем рисования – мучить поселковую гопоту рассказами об искусстве и цитатами из Леонардо да Винчи.
Можно сказать, что «Простой карандаш» удобно устроился на трех китах. Кит первый – довольно искреннее высказывание о выживании в захолустье и немного корявая попытка порассуждать на тему «народ и власть». Кит второй – пространные монологи о живописи (сильно тормозящие действие). Кит третий – очередная вариация вечного сюжета «Учительница и хулиган». При этом фильм устроен так, что примерно три четверти хронометража киты неторопливо плывут бок о бок в одном направлении, но потом что-то щелкает, авторы волевым решением отбрасывают все лишнее – и картина стремительно несется к финалу, жуткому, но правдивому.
«Успех» (режиссер Павел Руминов)
Где смотреть: скоро в прокате
Песни на ужин, песни на обед – семья панк-рок музыкантов строит наполеоновские планы по захвату вселенной. Однако невовремя появившийся ребенок слишком многое в этих планах меняет.
Снимать фильм о панк-роке с рейтингом «12+» — занятие довольно бесперспективное, а уж попытка втиснуть проект в рамки семейного кино и вовсе не внушает доверия. И, к сожалению, эти ожидания «Успех» оправдывает по полной. Конечно, нельзя сказать, что Курт Кобейн здесь превращается в Игоря Николаева (сравнение не случайно), однако такое впечатление, что от первоначальной задумки осталось лишь безумие да адреналин пары музыкальных номеров.
В целом получилась условно-очаровательная комедия, где душка Чадов и симпатяжка Курцын ласково сжимают в руках гитары и барабанные палочки и увлеченно лабают некий музон, который образцовые домохозяйки в своих эротических снах искренне принимают за панк-рок.
«Женщины ГУЛАГа» (режиссер Марианна Яровская, документальный, США-Россия)
Награда: специальный приз жюри «за проникновенность образов и этической позиции» (конкурс «Копродукция. Окно в мир»), 2-ое место в конкурсе «Выборгский счет» (зрительское голосование)
Другие призы и фестивали: шорт-лист премии «Оскар»
Где смотреть: фестивали документального кино, телеканал «Россия-1» и, возможно, Netflix (ведутся переговоры)
Вера Геккер
Страшно сказать, но за последние года два все чаще слышны разговоры о том, что «излишняя демонизация Сталина вредна и опасна», а у бюста «великого вождя» («строгого, но справедливого») до сих пор появляются живые цветы. В этой ситуации фильм Яровской – настоящая таблетка от мракобесия. Режиссер нашла пять женщин, попавших под пресс лагерей, лесоповалов и тюрем, и из их бесхитростных историй сплела кино, простое и страшное одновременно. Например, одна из героинь (Вера Геккер) хлебнула лагерей только за то, что играла «фашистские гимны» — она училась в музыкальном училище и ей очень нравился Бах. Другую (Елену Посник) отправили на разработки урана, и она таскала на себе деревянный ящик с радиактивным сырьем. И ты смотришь в глаза этих израненных морщинами бабушек – таких сильных и таких хрупких – и хочется выть от несправедливости и боли. Кстати, до премьеры дожили только две из них, так что еще пару лет – и было бы поздно.
«Печень» (режиссер Иван Снежкин)
Награда: приз президента фестиваля – «За дебют»
Где смотреть: скоро в прокате
Фото со съемок
Стартап – дело хорошее! Вот только как найти стартовый капитал, если за окном девяностые, а ты всего лишь школяр?! Леха, однако, решает проблему играючи: он продает печень, которую должны пересадить его брату по медицинской квоте. Печень покупает местный бандит, но почти сразу что-то идет не так…
Вслед за «Быком» продюсерская компания ВГИК-дебют сняла еще одну байку о девяностых – именно байку, страшилку, в которой бандиты отстреливают друг друга на самых людных проспектах, а школяры-недоучки накачиваются пивом в ближайшей пивной. Как бы то ни было, ничего общего с реальным временем фильм не имеет (да и с логикой тоже): во-первых, слово «стартап» появилось гораздо позднее, во-вторых, одежда, макияж, деньги и музыка были другими (в фильме звучат Шнур и Монеточка). И, в-третьих, донорские органы врачи никогда не выдавали пациентам на дом на хранение в домашних холодильниках – ни в девяностые, ни когда-либо еще. Конечно, кое-что можно было бы объяснить иронией и нарочитым абсурдом, однако как назло, не прочитывается ни то, ни другое – и фильм в итоге смотрится как одно сплошное недоразумение.
«Сквозь черное стекло» (режиссер Константин Лопушанский)
Где смотреть: скоро в прокате
Выйти замуж или остаться слепой? – Казалось бы, ответ очевиден. Некий владелец заводов и пароходов предлагает выпускнице интерната для слабовидящих оплатить лечение за границей, но за это требует руку и сердце. Правда, со своим благодетелем девушка никогда не общалась, да и замужество в ее планы не входит: она хотела идти в монастырь, принимать постриг. Но желание видеть свет оказалось сильнее…
После показа многие журналисты говорили о том, что сюжет «Черного стекла» почти дублирует «Ассу». И можно сказать, что это действительно она – «Асса» конца 2010-х, переведенная на язык современной телевизионной мелодрамы, навеки застрявшей между сказкой про Золушку и сериалом «Богатые тоже плачут». В прочем, в визуальном плане у «Черного стекла» все хорошо, а участие Максима Суханова – очень весомый аргумент в защиту фильма.
«Обычные парадоксы небытия» (режиссеры Гоша Куценко, Михаил Поляков, Ирина Семушкина)
Где смотреть: скоро в прокате
Два года назад, в 2017-м, на фестивале «Кинотавр» показали короткий метр Михаила Полякова – «Время жить, время умирать». Это была очень смешная байка-анекдот о буднях на съемочной площадке. Проект понравился, получил диплом, а чуть позже поймал за хвост «Золотого орла» (в номинации «Лучший короткометражный фильм»). Однако век короткометражки недолог, поэтому было решено превратить его в «Альманахер», то есть дописать и доснять еще четыре истории. Занимался этим Гоша Куценко, связанный со «Временем жить» как продюсер и как актер: одна из новелл досталась Ирине Семушкиной, другие писал и снимал сам Куценко.
И все бы ничего, да только новые короткометражки сочетаются со «Временем жить», как апельсин с керосином: они абсолютно разные и по стилистике, и по режиссерской подаче, и по темам, и по характеру юмора (у которого появился ощутимый туалетный привкус). Персонажи маются в пробках, пытаются подложить любимую женщину под молодого соседа, делают смелые словесные выпады в сторону городских властей – и все это не имеет ничего общего с бесшабашно-угарной трагедией из жизни актеров. Впрочем, проект был представлен на фестивале как незаконченный, поэтому вполне возможно, что авторы и продюсеры еще будут что-то менять.
«Танец с саблями» (режиссер Юсуп Разыков)
Награда: Диплом (конкурс игрового кино)
Где смотреть: скоро в прокате
1942-ой, осень, город Молотов (Пермь). Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова пытается работать в условиях эвакуации, а Арам Хачатурян пытается дописать для него свой новый балет «Гаянэ». Однако за несколько дней до премьеры на них сваливается сюрприз: чиновники от культуры и номенклатуры требуют включить в спектакль еще один танец – патриотичный и бодрый, а иначе и у театра, и у композитора начнутся большие проблемы…