100 лучших феминистских фильмов за всю историю
Раньше женщины в борьбе за свои права выходили с плакатами на улицы — в наш век прогресса мостовые и площади заменил интернет. Такие крупномастштабные акции пользовательниц социальных сетей, как известные #яНеБоюсьСказать и #MeToo, направленные на освещение проблем женщин в современном обществе, ведут к с серьезным и долговечным переменам. И эти изменения отделяют одно поколение от другого.
В поисках вдохновения мы смотрим лучшие феминистские фильмы — от оскароносной классики до диких экшн-фильмов. В подборке Time Out — результат работы и борьбы нескольких поколений. Не жалейте времени на просмотр, все представленные фильмы этого достойны. Обещаем: если вы их посмотрите — вы станете лучше. К тому же будете осведомлены о пути, который уже пройден, и о целях, которые нам еще предстоит достичь.
1. Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080 (Jeanne Dielman, 23, quai du commerce, 1080 Bruxelles, 1975)
Режиссер: Шанталь Акерман
Один из лучших фильмов всех времен, шедевр Шанталь Акерман длится почти три с половиной часа (и ни на секунду не кажется затянутым) показывает три дня ужасающей рутины вдовы-домохозяйки. Это кино — дань уважения всем безымянным матерям и создательницам домашнего уюта во всем мире (включая саму Шанталь). Акерман делает свое кино подобным метроному: мы видим Жанну (Дельфина Сейриг) и ее список дел, который включает в себя готовку, уборку, покупку продуктов, воспитание и, ко всеобщему удивлению, предоставление секс-услуг — и все это чтобы только сводить концы с концами. А когда эта шаткая система нарушается, Жанна оказывается вынуждена пойти на убийство.
Революционная картина Акерман, в которой причиной женского отчаяния становится бесконечная рутина домашних обязанностей, навсегда останется одной из самых значимых для феминизма.
2. Его девушка Пятница (His Girl Friday, 1940)
Режиссер: Ховард Хоукс
Печально осознавать, что комедия, снятая 79 лет назад, дает более реалистичный портрет отношений между мужчиной и женщиной на рабочем месте, чем большинство современных фильмов — но можно порадоваться, что такой фильм вообще есть.
Хильди Джонсон (Розалинд Расселл) — отличный репортер, ее карьера идет в гору, ее уважают в профессиональном кругу. Большинство мужчин-коллег относятся к ней с осмотрительным почтением, а начальник и по совместительству бывший муж Уолтер Бернс (Кэри Грант) придумывает, как вновь завоевать любовь героини и вернуть право на ее репортажи. При этом Уолтер пытается убедить девушку, что это он ее всему обучил. А находчивая, уверенная в себе и упорная Хильди делает все, что только пожелает.
Джонсон отлично выполняет свою работу, потому что умеет слушать и сопереживать, но для хорошего материала не боится и разоблачить кого-нибудь. А в основе ее отношений с мужем — умение Хильди быть умнее, смешнее и остроумнее, чем остальные. И это идеальный слоган для любой феминистки.
3. Пианино (The Piano, 1993)
Режиссер: Джейн Кэмпион
Из творчества Джейн Кэмпион — а это фильмы о девушках, слишком диких и слишком сложных для нормативного общества — вышло целое поколение женщин в кинематографе. «Пианино» — ее лучший и всеми любимый фильм. XIX век, Ада (Холли Хантер), немая пианистка, переезжает из Шотландии в Новую Зеландию, чтобы выйти замуж за мужчину (Сэм Нил), которого она никогда не видела. После того, как ее новоиспеченный муж отказывается переносить пианино с пляжа в дом, Ада по клавишам «выкупает» пианино у местного бывшего моряка (Харви Кейтель) за услуги сексуального характера. Но Ада — не жертва. «Пианино» исследует эротичность и фетишизм с точки зрения женщины. Кроме того, как и у всех героинь Кэмпион, личность Ады непроста и противоречива.
Картина вызвала всеобщее одобрение и собрала множество наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» и три «Оскара». Ну и о грустном: Кэмпион стала только второй в истории женщиной-номинанткой на премию «Оскар» за лучшую режиссуру. И проиграла она Стивену Спилбергу, но на деле ее картина — абсолютный победитель.
4. Клео от 5 до 7 (Cléo de 5 à 7, 1962)
Режиссер: Аньес Варда
Аньес Варда уже давно стала для феминистски настроенных людей иконой в мире кинематографа. «Клео», принесшая режиссеру известность, являет собой чуткий и обманчиво простой портрет женской природы. Молодая певица Клео (Коринн Маршан) ждет судьбоносные результаты медицинского теста, которые должны стать известны с пяти до семи вечера. Сюжет фильма не тяготеет к мелодраматизму, но погружает зрителя во внутренний мир героини. Мы можем в режиме реального времени познакомиться с героиней, узнать ее характер. Мы видим Клео ее глазами, когда она рассматривает себя в зеркале; мы чувствуем, какая борьба происходит внутри девушки, когда мужчины не воспринимают ее всерьез.
Варда — без личных суждений и лишних эмоций — снимает кино о женщине, которая размышляет над собственной смертностью. И снимает его безупречно.
5. Женщина не в себе (A Woman Under the Influence, 1974)
Режиссер: Джон Кассаветис
Выражение «сильный женский характер» в данном случае нам не поможет. Что насчет женщин, которые страдают психическими расстройствами, которые просто слишком ранимые, которые не в состоянии с собой совладать? В фильме «Женщина не в себе» Джина Роулендс искусно исполняет роль домохозяйки Мэйбл, жены строителя (Питер Фальк). Мэйбл тяжело дается держать себя в руках, она выпивает и фактически ходит по краю пропасти.
Снятый мужем Роулендс — легендой авторского кино Джоном Кассаветисом — фильм рассказывает не только о нездоровом человеке, находящимся на грани срыва. Но также и о роли итало-американских мам-домохозяек в Лос-Анджелесе 70-х годов. Мейбл игнорировали, ее дух сломлен. Реалистичность не только фильма, но и портрета самой Роулендс заставляет зрителя поражаться и задаваться вопросом: о какой жизни мечтает героиня, эта странная женщина, оказавшаяся в переполненной детьми однушке, где выдохнуть-то негде.
6. Дочери пыли (Daughters of the Dust, 1991)
Режиссер: Джули Дэш
В дебютном фильме Джули Дэш действие происходит в 1902 году. Члены племени Гулла (потомки африканских рабов, живущие в наше время возле побережья Южной Каролины) решили перебраться поглубже на материк и во второй раз за свою историю были вынуждены покидать родные места и переживать боль расставания с прошлым. Розоватые пляжи, живописные пейзажи, переливчатая речь героинь — все это больше напоминает сон, и традиционные ритуалы, показанные в фильме, только усиливают ощущение.
Джули Дэш, как и Ричард Линклейтер и Тодд Хейнс, стала известна благодаря кинофестивалю Sundance 1991 года, и хотя ее карьера не достигла тех высот, каких могла бы, примечательно, что «Дочери пыли» — это первый фильм, снятый афроамериканкой, который вышел в прокат.
7. 4 месяца, 3 недели и 2 дня (4 luni, 3 saptamâni si 2 zile, 2007)
Режиссер: Кристиан Мунджиу
Мунджиу профессионально расправляется с постыдными страницами румынской истории, которые касаются угнетения женщин. Действие фильма происходит в последние годы диктатуры Чаушеску, а съемки заняли огромное количество времени и сил. Отилия (Анамария Маринка) помогает своей соседке по общежитию Габицэ (Лаура Василиу) сделать незаконную и смертельно опасную операцию — аборт.
Эта картина-лауреат Каннского фестиваля, исполненная непрерывного страха, делает зрителей свидетелями настоящего отчаяния. Истоки которого в тирании государства, не дающего женщинам права распоряжаться собственным телом.
Как растет тревога героинь, так растет и наша симпатия — к ним и ко всем другим, кого лишили права выбора.
8. Безумный Макс: Дорога ярости (Mad Max: Fury Road, 2015)
Режиссер: Джордж Миллер
В умопомрачительном перезапуске «Безумного Макса» воин дороги нашел себе равного партнера: картина Миллера пленит не только беспрецедентным сочетанием взрывающихся машин и женского гнева, но и образом самой Фуриосы (Шарлиз Терон) — женщины, которой совершенно наплевать, считаешь ли ты ее крутой. По факту, номинальный главный герой картины, Макс Рокатански (Том Харди), большую часть экранного времени являет собой отстраненного наблюдателя, в то время как у руля — не только автомобиля, но и всего фильма — Фуриоса. Воительница сбежала от Бессмертного Джо, освободив всех его жен. Шедевр феминизма? Ладно, может быть, концовка все портит — Макс героически спасает Фуриосе жизнь; да и жены Джо, похожие на супермоделей с обложки, подозрительно напоминают мифические иконы женственности… Но все-таки сколько вы знаете фильмов, где крутые женщины голыми руками рвут на части токсичный патриархат? Сколько боевиков, где герой-мужчина отходит на второй план? Хотя бы поэтому стоит отдать должное этой картине.
9. Начисто (Ladies and Gentlemen, the Fabulous Stains, 1982)
Режиссер: Лу Адлер
Нет ничего круче культовой классики 80-х. Картина Адлера показывает, какими сильными могут быть девочки-подростки. Коррин Бернс (Дайан Лэйн) собирает рок-группу, в составе которой исключительно девушки. Да, может быть, музыка у них не гениальная, но зато они уверены и в себе, и к тому же у них бесподобный стиль! Постепенно группа становится все более и более популярной, и толпы фанаток начинают копировать стиль Коррин — резкие красно-черные цвета с макияжем в стиле Дэвида Боуи с обложки альбома «Aladdin Sane». Эксцентричный, местами вульгарный панк-рок всегда считался мужской территорией, но Адлер показал, что женщинам такое бунтарство и самовыражение нужно не меньше — а может быть, даже и больше.
10. Тельма и Луиза (Thelma & Louise, 1991)
Режиссер: Ридли Скотт
«А что, если бы кто-то так вел себя с твоей матерью, или с твоей сестрой, или с женой?» — обращается Луиза (Сьюзен Сарандон) к водителю грузовика, который в разговоре с ней делал грязные намеки.
Минула четверть века, а посыл картины — всему есть предел, а хорошенького понемножку, — сейчас как никогда актуален. Когда Луиза убивает маньяка, напавшего на Тельму (Джина Дэвис), они даже не вызывают полицию, осознавая, что им все равно никто не поверит. Как бы они поступили в такой ситуации в 2019?
Фильм Скотта радикально изменил судьбу киносюжета о женской дружбы, но изменилось ли что-то еще? На Каннском фестивале Сьюзен Сарандон сказала: «После “Тельмы и Луизы” поговаривали, что количество фильмов с женщиной в главной роли увеличится. Но этого не случилось». Что ж… мы все еще может это исправить.