Топ 100 феминистских фильмов за всю историю

100 лучших феминистских фильмов за всю историю

Эбби Бендер, Кэт Кларк, Фил Де Семльен, Томрис Лаффли, Хелен O’Хара, Джошуа Роткопф, Анна Смит, Ханна Штрек   15 августа 2019
1 мин

Раньше женщины в борьбе за свои права выходили с плакатами на улицы — в наш век прогресса мостовые и площади заменил интернет. Такие крупномастштабные акции пользовательниц социальных сетей, как известные #яНеБоюсьСказать и #MeToo, направленные на освещение проблем женщин в современном обществе, ведут к с серьезным и долговечным переменам. И эти изменения отделяют одно поколение от другого.

В поисках вдохновения мы смотрим лучшие феминистские фильмы — от оскароносной классики до диких экшн-фильмов. В подборке Time Out — результат работы и борьбы нескольких поколений. Не жалейте времени на просмотр, все представленные фильмы этого достойны. Обещаем: если вы их посмотрите — вы станете лучше. К тому же будете осведомлены о пути, который уже пройден, и о целях, которые нам еще предстоит достичь.  

\"\"

11. Отчаянно ищу Сьюзен (Desperately Seeking Susan, 1985)

2/10

Режиссер: Сьюзэн Сейдельман

Эта безумно смешная ода Нью-Йорку демонстрирует силу женской одержимости. Сьюзен (Мадонна) — объект восхищения половины города, а Роберта (Розанна Аркетт) — беззаботная домохозяйка, которая очень хочет стать Сьюзен. К счастью, Сейдельман отходит от категорий «плохой/хорошей девочки» и позволяет обеим героиням быть собой.  

12. Дневник падшей (Tagebuch einer Verlorenen, 1929) 

Режиссер: Георг Вильгельм Пабст

Это скорее немой каталог шокирующей неприязни к женщинам, нежели повесть о женских правах и возможностях, но картина обязательна к просмотру: 

Героиня Луизы Брукс проходит нелегкий путь от жертвы изнасилования и отъявленной проститутки до счастливой жены. К тому же, Брукс и в жизни боролась за лучшую судьбу: она выступала против жестоких условий съемок еще до того, как это стало повсеместной практикой. 

13. Орландо (Orlando, 1992) 

Режиссер: Салли Поттер

В кино, конечно, возможно все, но Тильда Суинтон, меняющая гендерную идентичность в зависимости от исторической действительности — это сильно. Где-то проглядывается источник — одноименный роман Вирджинии Вулф — но в целом это путешествие от личности к личности, визуализированное Салли Поттер. Пышный праздник странности, в центре которого великая и таинственная Тильда Суинтон. 

14. Молчание ягнят (The Silence of the Lambs, 1991) 

Режиссер: Джонатан Демме

Пускай вся слава у Ганнибала Лектора, но звезда этого фильма, конечно, Кларисса Старлинг. Именно она проделывает всю работу, и делает ее хорошо — так что в итоге оказывается в одной комнате с убийцей. Смертельно напуганная, но до последнего настойчивая героиня Джоди Фостер сильнее беспрерывно причмокивающего монстра, сыгранного Хопкинсом, и именно борьба Старлинг — внешняя и внутренняя — задает тон всему фильму. 

15. Розетта (Rosetta, 1999) 

Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн

Молодая Розетта (блистательная Эмили Декьенн) живет в трейлере с матерью-алкоголичкой, и хочет только одного — не вылететь с работы, но в итоге ее судьба оказывается в руках лицемерного начальника и чересчур предприимчивого коллеги. Были слухи, что появление «Розетты» привело к улучшению условий труда в Бельгии. Хотя, скорее всего, причина этих изменений была в другом, но в такую версию поверить тоже несложно. 

16. Чужой (Alien, 1979) 

Режиссер: Ридли Скотт

По космическому кораблю рыскает инопланетное существо, фактически оплодотворяющее членов экипажа. Хотя научно-фантастический хоррор Ридли Скотта перегружен тем, что теоретики называют monstrous feminine («зверская женственность»), Сигурни Уивер, которая отвергает все условности и даже спасает кота (!), здесь совершенно прекрасна. 

17. Персона (Persona, 1966) 

Режиссер: Ингмар Бергман

Мало что так же хорошо символизирует сложную женскую природу, как абстрактное искусство — впрочем, с этим может посоревноваться Бергман с его детальными съемками и крупными планами.

Уже полвека эта картина является эталоном операторского мастерства — и значимым примером погружения в женское сознание. 

18. Фокси Браун (Foxy Brown, 1974) 

Режиссер: Джек Хилл

Добрый день! Сегодня у вас первое занятие по предмету «Учение о Пэм Гриер», и оно вам обязательно понравится. Величественная и бесстрашная, Гриер задевала за живое даже в эпоху, когда c женщинами на экране (да и вне его) уже считались: Фокси Браун переходит от мести к жестокости, а ее способность постоять за себя просто ошеломляет.

19. Женские проблемы (Female Trouble, 1974) 

Режиссер: Джон Уотерс

Скорее всего, Джон Уотерс известен вам как король трансгрессивного кино, однако за всем его черным юмором неожиданно кроется сопереживание феминизму. Потерявшая рассудок Дивайн оказывается в центре эпической криминальной истории, которая рушит стереотипы и заставляет зрителей симпатизировать дерзкой иконе транссексуальности. 

20. Одна поет, другая нет (L'une chante l'autre pas, 1977) 

Режиссер: Аньес Варда

Эта картина Аньес Варды может показаться старомодной и устаревшей (иногда от французских народных песен прошибает холодный пот). Но при этом перед нами самая настоящая драма о борьбе за легализацию абортов и чистосердечной дружбе и солидарности — и она до сих пор остается столь же актуальной, как и любой другой фильм великого французского режиссера.