Топ 100 феминистских фильмов за всю историю

100 лучших феминистских фильмов за всю историю

Эбби Бендер, Кэт Кларк, Фил Де Семльен, Томрис Лаффли, Хелен O’Хара, Джошуа Роткопф, Анна Смит, Ханна Штрек   15 августа 2019
1 мин

Раньше женщины в борьбе за свои права выходили с плакатами на улицы — в наш век прогресса мостовые и площади заменил интернет. Такие крупномастштабные акции пользовательниц социальных сетей, как известные #яНеБоюсьСказать и #MeToo, направленные на освещение проблем женщин в современном обществе, ведут к с серьезным и долговечным переменам. И эти изменения отделяют одно поколение от другого.

В поисках вдохновения мы смотрим лучшие феминистские фильмы — от оскароносной классики до диких экшн-фильмов. В подборке Time Out — результат работы и борьбы нескольких поколений. Не жалейте времени на просмотр, все представленные фильмы этого достойны. Обещаем: если вы их посмотрите — вы станете лучше. К тому же будете осведомлены о пути, который уже пройден, и о целях, которые нам еще предстоит достичь.  

\"\"

21. Страсти Жанны д’Арк (La passion de Jeanne d‘Arc, 1928)

3/10

Режиссер: Карл Теодор Дрейер

Немой шедевр Карла Теодора Дрейера с Марией Фальконетти в роли легендарной французской воительницы и святой. И бесконечным множеством жестоких мужчин, полных намерения запугать женщин и заткнуть им наконец рот. Именно здесь зародилось феминистское кино. 

22. Рожденные в огне (Born in Flames, 1983)

Режиссер: Лиззи Борден

Незаурядная документальная антиутопия от индивидуалистки из Мичигана Лиззи Борден, наполненная хулиганским духом, электронной музыкой и феминизмом. Фильм был снят спустя десять лет после волнений в Нью-Йорке, когда женщины решили бороться за равные права с помощью терроризма. Сама Борден говорила, что эта картина — призыв к действиям, обращенный к поколению двухтысячных. Ну что ж, огонь все еще горит. 

23. Эрин Брокович (Erin Brockovich, 2000) 

Режиссер: Стивен Содерберг

Мейнстримное феминистское кино, пожалуй, даже важнее, чем независимое: оно охватывает более широкую аудиторию и не всегда морализаторствует на публику. Поэтому мы должны быть благодарны оскароносной «Эрин Брокович» и Джулие Робертс. Эта картина рассказывает волнительную историю про заслуженную кару, которая постигла корпорацию, причиняющую вред простым людям. 

24. Послеполуденные сети (Meshes of the Afternoon, 1943) 

Режиссеры: Майя Дерен, Александр Хаммид

Эта завораживающая экспериментальная короткометражка рассматривает личность женщины в эпоху, когда большинство передовых деятелей кино интересовались исключительно побитыми мужланами. Знаковый фильм  срежиссировали Майя Дерен и Александр Хаммид. Кстати, некоторые в то время полагали, что именно Хаммид проделал всю работу, как будто не могли поверить, что женщина вообще способна работать режиссером.

25. Чужие (Aliens, 1986) 

Режиссер: Джеймс Кэмерон

Вслед за Ридли Скоттом («Чужой», 1979) Джеймс Кэмерон в сиквеле, исследуя внутренний мир Эллен Рипли (Сигурни Уивер), лишь добавил к рабочей теме вопрос материнства. Бесстрашная походка Рипли («Отвали от нее, мерзкая тварь!») так же канонична, как и сцена с честбастером из первого фильма, и являет собой феминистский подарок научной фантастике. 

26. Моя блестящая карьера (My Brilliant Career, 1979) 

Режиссер: Джиллиан Армстронг

В гениальной экранизации одноименного романа Майлза Франклина, снятой Джиллиан Армстронг, амбициозная писательница Сибилла Мелвин (Джуди Дэвис) принципиально отказывается от традиционных семейных обязанностей, отшивает потенциальных женихов и начинает строить карьеру. Закалившись в пути к поставленным целям, Сибилла учится быть независимой, поэтому являет собой вневременной пример для подражания.  

27. Круг (Dayereh, 2000) 

Режиссер: Джафар Панахи

Душераздирающая драма Джафара Панахи подвергает острой критике меры наказания, применяемые к женщинам в тюрьме и за ее пределами. Являясь сугубо политическим заявлением о сложившемся в обществе сексизме, картина просто и наглядно рассказывает о ежедневной борьбе группы несвязанных друг с другом женщин и обозначает их бремя в патриархальном мире, полученное при рождении.

28. Связь (Bound, 1996) 

Режиссеры: Ларри (Лана) Вачовски, Энди (Лилли) Вачовски

Большинство эротических триллеров язык не поворачивается назвать феминистскими – однако броский дебют на тот момент еще братьев Вачовски является редким исключением. Джина Гершон мужественна, а Дженнифер Тилли женственна, однако они даже и не рассчитывают на мужское одобрение: обеим суждено достичь небывалых высот без особой конкуренции. 

29. Деловая женщина (Working Girl, 1988) 

Режиссер: Майк Николс

Будучи одновременно и необычайно смешным, и затрагивающий проблему женского профессионального роста фильм «Деловая женщина» до сих пор остается на удивление актуальным. Образ Мелани Гриффит, переобувающейся в офисе из кед в туфли, является отличным поп-символом сильного «слабого пола» в восьмидесятые. 

30. Убить Билла (Kill Bill, 2003/2004) 

Режиссер: Квентин Тарантино

Описания сильных киногероинь обычно чересчур изобилуют жесткими словами – однако Ума Турман в роли одержимой местью Невесты заслуживает их по праву. Железный взгляд, яркий спортивный костюм и профессиональные боевые навыки делают Невесту иконой суперсуровой женственности. Даже сегодня, когда мир узнал о халатности Квентина Тарантино на съемках и об омерзительных домогательствах Харви Вайнштейна, картина все равно остается очень влиятельным и широко известным экшн-фильмом с женщиной в главной роли. А для Голливуда это редкость.