100 лучших феминистских фильмов за всю историю
Раньше женщины в борьбе за свои права выходили с плакатами на улицы — в наш век прогресса мостовые и площади заменил интернет. Такие крупномастштабные акции пользовательниц социальных сетей, как известные #яНеБоюсьСказать и #MeToo, направленные на освещение проблем женщин в современном обществе, ведут к с серьезным и долговечным переменам. И эти изменения отделяют одно поколение от другого.
В поисках вдохновения мы смотрим лучшие феминистские фильмы — от оскароносной классики до диких экшн-фильмов. В подборке Time Out — результат работы и борьбы нескольких поколений. Не жалейте времени на просмотр, все представленные фильмы этого достойны. Обещаем: если вы их посмотрите — вы станете лучше. К тому же будете осведомлены о пути, который уже пройден, и о целях, которые нам еще предстоит достичь.
21. Страсти Жанны д’Арк (La passion de Jeanne d‘Arc, 1928)
Режиссер: Карл Теодор Дрейер
Немой шедевр Карла Теодора Дрейера с Марией Фальконетти в роли легендарной французской воительницы и святой. И бесконечным множеством жестоких мужчин, полных намерения запугать женщин и заткнуть им наконец рот. Именно здесь зародилось феминистское кино.
22. Рожденные в огне (Born in Flames, 1983)
Режиссер: Лиззи Борден
Незаурядная документальная антиутопия от индивидуалистки из Мичигана Лиззи Борден, наполненная хулиганским духом, электронной музыкой и феминизмом. Фильм был снят спустя десять лет после волнений в Нью-Йорке, когда женщины решили бороться за равные права с помощью терроризма. Сама Борден говорила, что эта картина — призыв к действиям, обращенный к поколению двухтысячных. Ну что ж, огонь все еще горит.
23. Эрин Брокович (Erin Brockovich, 2000)
Режиссер: Стивен Содерберг
Мейнстримное феминистское кино, пожалуй, даже важнее, чем независимое: оно охватывает более широкую аудиторию и не всегда морализаторствует на публику. Поэтому мы должны быть благодарны оскароносной «Эрин Брокович» и Джулие Робертс. Эта картина рассказывает волнительную историю про заслуженную кару, которая постигла корпорацию, причиняющую вред простым людям.
24. Послеполуденные сети (Meshes of the Afternoon, 1943)
Режиссеры: Майя Дерен, Александр Хаммид
Эта завораживающая экспериментальная короткометражка рассматривает личность женщины в эпоху, когда большинство передовых деятелей кино интересовались исключительно побитыми мужланами. Знаковый фильм срежиссировали Майя Дерен и Александр Хаммид. Кстати, некоторые в то время полагали, что именно Хаммид проделал всю работу, как будто не могли поверить, что женщина вообще способна работать режиссером.
25. Чужие (Aliens, 1986)
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Вслед за Ридли Скоттом («Чужой», 1979) Джеймс Кэмерон в сиквеле, исследуя внутренний мир Эллен Рипли (Сигурни Уивер), лишь добавил к рабочей теме вопрос материнства. Бесстрашная походка Рипли («Отвали от нее, мерзкая тварь!») так же канонична, как и сцена с честбастером из первого фильма, и являет собой феминистский подарок научной фантастике.
26. Моя блестящая карьера (My Brilliant Career, 1979)
Режиссер: Джиллиан Армстронг
В гениальной экранизации одноименного романа Майлза Франклина, снятой Джиллиан Армстронг, амбициозная писательница Сибилла Мелвин (Джуди Дэвис) принципиально отказывается от традиционных семейных обязанностей, отшивает потенциальных женихов и начинает строить карьеру. Закалившись в пути к поставленным целям, Сибилла учится быть независимой, поэтому являет собой вневременной пример для подражания.
27. Круг (Dayereh, 2000)
Режиссер: Джафар Панахи
Душераздирающая драма Джафара Панахи подвергает острой критике меры наказания, применяемые к женщинам в тюрьме и за ее пределами. Являясь сугубо политическим заявлением о сложившемся в обществе сексизме, картина просто и наглядно рассказывает о ежедневной борьбе группы несвязанных друг с другом женщин и обозначает их бремя в патриархальном мире, полученное при рождении.
28. Связь (Bound, 1996)
Режиссеры: Ларри (Лана) Вачовски, Энди (Лилли) Вачовски
Большинство эротических триллеров язык не поворачивается назвать феминистскими – однако броский дебют на тот момент еще братьев Вачовски является редким исключением. Джина Гершон мужественна, а Дженнифер Тилли женственна, однако они даже и не рассчитывают на мужское одобрение: обеим суждено достичь небывалых высот без особой конкуренции.
29. Деловая женщина (Working Girl, 1988)
Режиссер: Майк Николс
Будучи одновременно и необычайно смешным, и затрагивающий проблему женского профессионального роста фильм «Деловая женщина» до сих пор остается на удивление актуальным. Образ Мелани Гриффит, переобувающейся в офисе из кед в туфли, является отличным поп-символом сильного «слабого пола» в восьмидесятые.
30. Убить Билла (Kill Bill, 2003/2004)
Режиссер: Квентин Тарантино
Описания сильных киногероинь обычно чересчур изобилуют жесткими словами – однако Ума Турман в роли одержимой местью Невесты заслуживает их по праву. Железный взгляд, яркий спортивный костюм и профессиональные боевые навыки делают Невесту иконой суперсуровой женственности. Даже сегодня, когда мир узнал о халатности Квентина Тарантино на съемках и об омерзительных домогательствах Харви Вайнштейна, картина все равно остается очень влиятельным и широко известным экшн-фильмом с женщиной в главной роли. А для Голливуда это редкость.