100 лучших феминистских фильмов за всю историю
Раньше женщины в борьбе за свои права выходили с плакатами на улицы — в наш век прогресса мостовые и площади заменил интернет. Такие крупномастштабные акции пользовательниц социальных сетей, как известные #яНеБоюсьСказать и #MeToo, направленные на освещение проблем женщин в современном обществе, ведут к с серьезным и долговечным переменам. И эти изменения отделяют одно поколение от другого.
В поисках вдохновения мы смотрим лучшие феминистские фильмы — от оскароносной классики до диких экшн-фильмов. В подборке Time Out — результат работы и борьбы нескольких поколений. Не жалейте времени на просмотр, все представленные фильмы этого достойны. Обещаем: если вы их посмотрите — вы станете лучше. К тому же будете осведомлены о пути, который уже пройден, и о целях, которые нам еще предстоит достичь.
31. Все о моей матери (Todo sobre mi madre, 1999)
Режиссер: Педро Альмодовар
Во всех фильмах Педро Альмодовара фигурируют сильные и независимые женщины. А в фильме «Все о моей матери» их больше, чем во всех остальных, и ни одна из героинь не подходит под какой бы то ни было стереотип (можете ли вы вспомнить хоть один фильм, где ВИЧ-инфицированная нянечка носит ребенка от проститутки-трансгендера?). «Все о моей матери» в дружелюбной и шутливой манере воспевает женские навыки выживания.
32. Цель номер один (Zero Dark Thirty, 2012)
Режиссер: Кэтрин Бигелоу
Девушка без романтических интересов, сосредоточенная на карьере? Так бывает? Джессика Честейн играет агента ЦРУ, ответственную за операцию по поиску и ликвидации Усамы Бен Ладена. Гениальная Кэтрин Бигелоу показала миру, как женщина справляется с работой в сфере, которая считается мужской. После выхода в прокат фильм, к большому удивлению, вызвал огромную волну споров и дискуссий.
33. Алиса здесь больше не живет (Alice Doesn't Live Here Anymore, 1974)
Режиссер: Мартин Скорсезе
Кино конца XX века вообще перенасыщено мужским шовинизмом. Но этот фильм отличается даже от ранних работ самого Скорсезе — в основном благодаря тонкому образу матери-одиночки и вдовы, которая никому не навязывает свои моральные принципы и взгляды. Переезжая с маленьким сыном из города в город, Алиса переживает череду разочарований и маленьких побед — вполне точная, как нам кажется, картина жизни любой женщины.
34. Все о Еве (All About Eve, 1950)
Режиссер: Джозеф Лео Манкевич
Эта грандиозная драма о мире шоу-бизнеса под микроскопом исследует сексизм, используя для этого сюжет об отношениях женщин разных поколений. Звезда Бродвея Марго Ченнинг (Бетт Дэвис) в своих выступлениях сетует, на какие жертвы приходится идти ради карьеры, в которой ее коллеги-мужчины никогда не стареют: «Биллу 32. Он на 32 и выглядит. Он так же выглядел и 5 лет назад. И через 20 лет ничего не изменится. Ненавижу мужчин».
35. С девяти до пяти (Nine to Five, 1980)
Режиссер: Колин Хиггинс
Трагедия фильма «С девяти до пяти» в том, что он до сих пор чертовски актуален: неравная оплата труда, сексуальные домогательства, мужские привелегии – темы феминисткой повестки остались неизменны. Но в этой картине о серьезных проблемах умудрились рассказать в шутливой и при этом непошлой манере. А заглавную песню, которую исполняют Джейн Фонда, Лили Томлин и Долли Партон, до сих пор заказывают в караоке.
36. Норма Рэй (Norma Rae, 1979)
Режиссер: Мартин Ритт
Суровая и непримиримая, упрямая и сексуально раскрепощенная Норма (Салли Филд, игра которой очень понравилась членам жюри премии Оскар) объединяет работников текстильной фабрики Северной Каролины в борьбе против произвола владельцев предприятия. Фильм Ритта был настолько прогрессивным, что даже партнер Нормы, профсоюзный деятель из Нью-Йорка (Рон Лайбмен), предстает перед зрителями как ее напарник, а не романтический спаситель.
37. Голодные игры (The Hunger Games, 2012)
Режиссер: Гэри Росс
Многие годы динозавры, хлопотавшие в закулисьях Голливуда, твердили нам, что экшн-фильмы с женщиной в главной роли не окупаются. А потом появилась Китнисс Эвердин и опровергла эту установку раз и навсегда. С луком и стрелами наготове, Дженнифер Лоуренс демонстрирует нам, что девушка может так подорвать сай-фай шаблон, что зрители будут кидаться деньгами, чтобы посмотреть на это.
38. Женщины (The Women, 1939)
Режиссер: Джордж Кьюкор
Героини фильма «Женщины» — а это 130 женских ролей — все до единой озабочены проблемами с противоположным полом и никак не олицетворяют феминизм. Но Кьюкор в своей сатирической манере сочувствует женщинам, чье положение в то время предполагало финансовое неравенство и дисбаланс в вопросах власти, присущих тому времени.
39. Детки в порядке (The Kids Are All Right, 2010)
Режиссер: Лиза Холоденко
На первых порах в Голливуде лесбиянок воспринимали как сенсацию (если их вообще хоть как-то воспринимали) — но эта элегантно снятая и красиво сыгранная драма стала долгожданным поворотным моментом. Аннетт Бенинг и Джулианна Мур идеально подходят на роль двух неидеальных возлюбленных, пытающихся и успешно вырастить двух ушлых подростков, и уберечь свой длительный роман от соблазна, похоти и ссор.
40. Маргаритки (Sedmikrásky, 1966)
Режиссер: Вера Хитилова
Вера Хитилова, чешский режиссер новой волны, сняла фильм о двух хулиганках (Житка Церхова и Ивана Карбанова), которые не то чтобы борются с режимом — скорее просто развлекаются. Фильм завораживает своим анархистским характером и при этом звучит провокационно: сегодня идея протеста как никогда актуальна.