100 лучших феминистских фильмов за всю историю
Раньше женщины в борьбе за свои права выходили с плакатами на улицы — в наш век прогресса мостовые и площади заменил интернет. Такие крупномастштабные акции пользовательниц социальных сетей, как известные #яНеБоюсьСказать и #MeToo, направленные на освещение проблем женщин в современном обществе, ведут к с серьезным и долговечным переменам. И эти изменения отделяют одно поколение от другого.
В поисках вдохновения мы смотрим лучшие феминистские фильмы — от оскароносной классики до диких экшн-фильмов. В подборке Time Out — результат работы и борьбы нескольких поколений. Не жалейте времени на просмотр, все представленные фильмы этого достойны. Обещаем: если вы их посмотрите — вы станете лучше. К тому же будете осведомлены о пути, который уже пройден, и о целях, которые нам еще предстоит достичь.
71. Крошечная мебель (Tiny Furniture, 2010)
Режиссер: Лина Данэм
Для Лины Данэм это стало началом карьеры: в двадцать три она написала сценарий к своей первой картине, в которой выступила и режиссером, и актрисой. Низкобюджетный инди-фильм «Крошечная мебель» по-новому показывает секс и женскую дружбу, а кроме того, обнажившись перед камерой, Данэм бросила вызов традиционным стандартам красоты в киноиндустрии.
72. Цветы лиловых полей (The Color Purple, 1985)
Режиссер: Стивен Спилберг
Амбициозная экранизация романа Эллис Уокер затрагивает огромное число тем, включая расизм, домашнее насилие и сексуальное принуждение. Фильм в деталях рассказывает о жизни черной женщины с юга (Вупи Голдберг), которая пытается выжить в мире мужского авторитета и сталкивается с самой жестокой социальной нормой того времени — «Законами Джима Кроу» о расовой сегрегации.
73. Жареные зеленые помидоры (Fried Green Tomatoes, 1991)
Режиссер: Джон Эвнет
Два поколения дерзких женщин из Алабамы помогают друг другу противостоять супружескому пренебрежению и насилию (а также им помогает «Тованда Великодушная, Исправляющая Несправедливость и Несравненная Королева»). Режиссер Джон Эвнет снял вдохновляющее кино, в котором чествуется женская любовь (будь то дружба или что-то иное) и отвергаются мужские привилегии.
74. Я стреляла в Энди Уорхола (I Shot Andy Warhol, 1996)
Режиссер: Мэри Хэррон
Вэлери Соланас, маргинальная художница, жившая в деловом центре Нью-Йорка, написала радикальный «SCUM Manifesto» («Манифест общества полного уничтожения мужчин»), в 1968 году совершила покушение на Энди Уорхола после того, как ее рукопись была отвергнута уорхолловской студией «Фабрика». Мэри Хэррон и Лили Тейлор проделали героическую работу, наделив Вэлери Соланас достоинством и превратив ее отчаяние в ярость.
75. День, когда я стала женщиной (Roozi ke zan shodam, 2000)
Режиссер: Марзия Махмальбаф
Рассказывая о трех поколениях иранских женщин, режиссер Марзия Махмальбаф с легкость и очень точно описывает патриархат, царящий в исламской культуре. Картина, которая будет интересна и понятна широкому зрителю, вместе с тем несет четкий призыв к срочным действиям.
76. Преместь (Prevenge, 2016)
Режиссер: Элис Лоу
Этой черной комедией режиссер-сценарист Элис Лоу изгоняет собственные страхи, связанные с беременностью (во время съемок она была на восьмом месяце). Это фильм о серийной убийце: Лоу, которая также исполняет главную роль, играет беременную девушку, которая верит, что ее нерожденный малыш велит ей совершить убийство.
77. Мистическая пицца (Mystic Pizza, 1988)
Режиссер: Дональд Питри
Мудрые работницы «Мистической пиццы», наученные горьким опытом разбитых сердец и классовых конфликтов, создали вокруг себя экосистему, в которой больше всего ценится поддержка и взаимопомощь. И, может быть, романтическая комедия Дональда Питри и закончится свадьбой, но будьте уверены — девушка оставит свою фамилию!
78. Приятный разговор (Smooth Talk, 1985)
Режиссер: Джойс Чопра
Картина снята по рассказу Джойс Кэрол Оутс и открывает зрителю мир девочки-подростка. Сексуальная угроза, которая чувствуется на протяжении всего фильма и достигает пика к финалу, показана совсем не так грубо, как можно было бы подумать. Кроме того, стоит отдельно отметить выдающуюся работу молодой Лоры Дерн.
79. Оседлавший кита (Whale River, 2002)
Режиссер: Ники Каро
В этой вдохновляющей новозеландской картине девочка (потрясающий дебют Киши Касл-Хьюз) бросает вызов укоренившейся системе правления в племени маори. Феминистское послание фильма вдохновило и Голливуд: Ники Каро была назначена режиссером диснеевского ремейка «Мулан». Надеемся, что в новой работе ее настрой не изменится.
80. Побудь в моей шкуре (Under the Skin, 2013)
Режиссер: Джонатан Глейзер
Этот сложный научно-фантастический фильм, снятый как документальное кино, отлично читается в русле феминизма. Пока инопланетная героиня Скарлетт Йоханссон бродит по Глазго в поисках жертв, скрытая камера снимает, как ведут себя мужчины, — чтобы уже в следующей сцене мы увидели совершенно иную расстановку сил.
Может быть, фильм Глейзера и задает больше вопросов, чем дает ответов — но зато делает это отлично.