Топ 100 феминистских фильмов за всю историю: часть 2

Топ 100 феминистских фильмов за всю историю: часть 2

Эбби Бендер, Кэт Кларк, Фил Де Семльен, Томрис Лаффли, Хелен O’Хара, Джошуа Роткопф, Анна Смит, Ханна Штрек   16 августа 2019
18 мин
Топ 100 феминистских фильмов за всю историю: часть 2

Time Out продолжает рассказ о женщинах, причастных к созданию потрясающих шедевров Голливуда и классики со всех уголков мира.

Первую часть нашего списка можно увидеть здесь.

51. Небесные создания (Heavenly Creatures, 1994)

Режиссер: Питер Джексон

Задолго до славы творца «Властелина колец» Питер Джексон снял драму об отношениях двух девочек-подростков. Надо признать, что дружба нечасто бывает настолько токсичной, как между Полин (Мелани Лински) и Джульет (Кейт Уинслет), чьи характеры имеют реальных прототипов, совершивших убийство в 1950-х. Но крепкая привязанность, проживание совместного опыта и общие фантазии — такое знакомо почти всем.

52. 3 женщины (3 women, 1977)

Режиссер: Роберт Олтмен

Своеобразная версия «Персоны» Бергмана, снятая Робертом Олтменом, — это нежное, немного сказочное исследование женской субъективности. По мере того, как зритель неумолимо погружается в жизнь калифорнийского городка, связь с реальностью становится все слабее… Шелли Дювалл и Сисси Спейсек смогли очень точно передать неуверенность и чувство незащищенности, которые так часто живут в женщине.

53. Танцуй, девочка, танцуй (Dance, Girl, Dance, 1940)

Режиссеры: Дороти Арзнер, Рой Дель Рут

Задолго до появления термина «мужской взгляд» Дороти Арзнер — единственная женщина-режиссер Голливуда в 1930-х — сняла драму о своевольной балерине Джуди (Морин О’Хара), которая бойко стыдит мужчин, позволяющих себе приставания.

Один из важных постулатов мюзикла — что уважения достойны все женщины, неважно, по пути нам с ними или нет.

54. Гуляют, болтают (Walking and Talking, 1996)

Режиссер: Николь Холофсенер

Дебютная картина Николь Холофсенер о болезненной привязанности двух старых манхэттенских подруг (Кэтрин Кинер и Энн Хеч) доказывает талант Николь прописывать умных, сложных женских персонажей. Сама история не нова: свидания, мужчины, брак, ссоры. Но этот фильм не идет по верхам, а углубляется в тонкости женских отношений — и к тому же не чужд мрачного юмора.

55. Заткнись и пой (Shut Up & Sing, 2006)

Режиссеры: Барбара Коппл, Сесилия Пек

На концерте в Лондоне в 2003 году группа Dixie Chicks высказалась против Джорджа Буша-младшего (солистка Натали Мейнс: «Мы не хотим этой войны, этого насилия, и нам стыдно, что президент Соединенных Штатов родом из Техаса»). После этого многие фанаты группы стали очернять ее и даже присылать анонимные угрозы.

Документальный фильм показывает взаимную поддержку и стойкость друзей перед лицом противника — и это сестринство вдохновляет!

56. Холодное сердце (Frozen, 2013)

Режиссеры: Крис Бак, Дженнифер Ли

Кажется, мы все знаем, как закончится этот анимированный мюзикл: проклятие сможет разбить лишь истинная любовь, тем более что и красивый принц рядом ходит. Но нет! В этом сюжете самое важное — это связь между сестрами, ведь принцы не супер надежные ребята. Приятная поправка к, по сути, каждому фильму Диснея, который вышел раньше.

57. Тишина вокруг Кристине М. (De stilte rond Christine M., 1982)

Режиссер: Марлен Горрис

Что, если бы все женщины, пережившие насилие, объединились и выступили против господства мужчин? Потрясающая провокационная картина голландского режиссера-сценариста Марлен Горрис заряжена черным юмором: три незнакомые женщины — мать, секретарь и официантка, — в здравом уме и без четкой мотивации объединяются против владельца магазина. Они решают хранить молчание в суде, превращая свое поведение в символический акт.

58. Мустанг (Mustang, 2015)

Режиссер: Дениз Гамзе Эргювен

В фильме режиссера Дениз Гамзе Эргювен, номинированном на «Оскар», ясно видна критика турецкого патриархата. Пятеро сестер восстают против взрослых обидчиков и устаревших традиций — это одновременно и социальная драма и сказочная фантазия об освобождении. Актуальный в своей универсальности, «Мустанг» показывает реальность, скрытую от глаз мужчин-консерваторов.

59. Джентльмены предпочитают блондинок (Gentlemen Prefer Blondes, 1953)

Режиссер: Ховард Хоукс

Феминистка — охотница за богатством? Да, пожалуйста! Напевая песню «Diamonds Are a Girl’s Best Friend» («Лучшие друзья девушек — бриллианты»), Лорелей Ли (Мерлин Монро) показывает, что охота за богатством — это фактически основа патриархата. Да и вообще, кому нужны мужчины! Дружба Лорелей с Дороти Шоу (Джейн Расселл) — вот самая важная любовная история в этом фильме.

60. Золотоискатели (The Gold Diggers, 1983)

Режиссер: Салли Поттер

Для съемок этого фильма Салли Поттер собрала исключительно женскую команду, за что уже получает плюс сто баллов от феминисток — особенно в 1983, — а Джули Кристи и Колетт Лафон потрясающе сыграли в этой экспериментальной сюрреалистичной картине.

61. Чудо-женщина (Wonder Woman, 2017)

Режиссер: Пэтти Дженкинс

Как приятно после стольких блокбастеров с белым мужчиной по имени Крис в главной роли увидеть большое, смелое супергеройское кино про женщину (Галь Гадот). Но дело даже не в том, что нам надоело видеть мужчин на экранах: в картине Пэтти Дженкинс Чудо-женщина выступает амбассадором сострадания и прощения — в манифестах супергероев-мужчин такого не встретишь. Это, надо сказать, добавляет удару с разворота дополнительный эмоциональный вес.

62. Жить своей жизнью (Vivre sa vie: Film en douze tableaux, 1962)

Режиссер: Жан-Люк Годар

В самом чувственном фильме «Жить своей жизнью» Годар наблюдает за обреченной жизнью проститутки (эту роль сыграла муза режиссера Анна Карина). Крупный план заплаканного лица Наны, когда она с восторгом смотрит «Страсти Жанны д`Арк» — это волнующий ранний пример того, что сейчас называется в кинематографе «женским взглядом».

63. Спасение (Safe, 1995)

Режиссер: Тодд Хейнс

Это невероятно мрачная картина Тодда Хейнса погружает зрителя в темные уголки сознания домохозяйки, живущей недалеко от Лос-Анжелеса и страдающей от недуга, который называют «синдромом XX века». Хейнс не предлагает никаких легких решений для ситуаций, когда вдруг охватывает необъяснимая тоска. Но он дает своей героине право чувствовать то, что она чувствует — вместо того, чтобы просто поставить штамп «истеричка».

64. Кинопроба (Odishon, 1999)

Режиссер: Такаси Миике

Хоррор Такаси Миике, который сложно смотреть даже ярым фанатам жанра, является возмездием в чистом виде: режиссер режет на суши подонков — охотников за девушками. Заодно уничтожая и саму идею, что японская женщина обязана быть покорной. Двое друзей решают устроить фейковое прослушивание для фильма и таким образом знакомятся с Асами (Эйхи Сиина), которая на второе свидание приносит иглы и колючую проволоку.

65. Шербурские зонтики (Les parapluies de Cherbourg, 1964)

Режиссер: Жак Деми

Преступления Катрин Денев против феминизма, к сожалению, задокументированы (недавно она подписала письмо, критикующее кампанию #MeToo), но все-таки не стоит забывать, что в милом мюзикле Жака Деми она играет беременную девушку, которой приходится принимать сложные решения о замужестве и любви.

66. Девичество (Bande de filles, 2014)

Режиссер: Селин Скьямма

Есть куча фильмов о мальчишках и их суровом детстве в пригородах и жестоких районах. А что насчет их сестер? Селин Скьямма сняла драму о жизни шестнадцатилетней Мэриэм (Каридья Туре), которая живет в пригороде Парижа. Она знакомиться с местными девчонками и вдохновляется новой дружбой (а также треком Рианны «Diamonds», который звучит в самый эйфористический момент фильма).

67. Охотники за привидениями (Ghostbusters, 2016)

Режиссер: Пол Фиг

Может, это и не лучший фильм 2016 года, но с феминистской точки зрения он определенно был самым захватывающим, что бы там ни говорили в сети любители оригинальной картины с мужским кастом. Новая женская команда, включая странноватую Кейт МакКиннон в роли лесбиянки с убийственными танцевальными движениями. Она стала ключом к новой жизни сюжета: это интересные и забавные, легко узнаваемые героини, которые, кроме всего прочего, еще и женщины!

68. Морверн Каллар (Морверн Каллар, 2002)

Режиссер: Линн Рэмси

Да, фильм снят женщиной, и в фильме есть сложный женский персонаж (Саманта Мортон), но не это самое революционное в картине Рэмси! Важно, что Морверн никто не осуждает и не наказывает за ее «неподобающее» поведение. Кроме того, Рэмси и Мортон смогли наглядно показать, что переживает женщина, которая не чувствует себя частью ни своего гендера, ни своего класса.

69. Фарго (Fargo, 1995)

Режиссер: Джоэл Коэн, Итан Коэн

Фрэнсис МакДорманд блестяще сыграла в черной криминальной комедии Коэнов начальницу полиции маленького городка в Миннесоте Мардж Гандерсон. Эта великолепная женщина ловит преступников с помощью щеподробилки, ведет остроумные диалоги и занимается домашним хозяйством — и все на седьмом месяце беременности.

70. Ведьма любви (The Love Witch, 2016)

Режиссер: Анна Биллер

Загадочная и хладнокровная Элейн (Саманта Робинсон) путешествует по побережью Калифорнии, варит зелья и обрекает мужчин на погибель — но при этом ее не назовешь бездумной красоткой из «Плейбоя». Может быть, фильм и снят в стиле ретро, который так любит Анна Биллер, но взгляды режиссера в гендерных вопросах — самые современные.

71. Крошечная мебель (Tiny Furniture, 2010)

Режиссер: Лина Данэм

Для Лины Данэм это стало началом карьеры: в двадцать три она написала сценарий к своей первой картине, в которой выступила и режиссером, и актрисой. Низкобюджетный инди-фильм «Крошечная мебель» по-новому показывает секс и женскую дружбу, а кроме того, обнажившись перед камерой, Данэм бросила вызов традиционным стандартам красоты в киноиндустрии.

72. Цветы лиловых полей (The Color Purple, 1985)

Режиссер: Стивен Спилберг

Амбициозная экранизация романа Эллис Уокер затрагивает огромное число тем, включая расизм, домашнее насилие и сексуальное принуждение. Фильм в деталях рассказывает о жизни черной женщины с юга (Вупи Голдберг), которая пытается выжить в мире мужского авторитета и сталкивается с самой жестокой социальной нормой того времени — «Законами Джима Кроу» о расовой сегрегации.

73. Жареные зеленые помидоры (Fried Green Tomatoes, 1991)

Режиссер: Джон Эвнет

Два поколения дерзких женщин из Алабамы помогают друг другу противостоять супружескому пренебрежению и насилию (а также им помогает «Тованда Великодушная, Исправляющая Несправедливость и Несравненная Королева»). Режиссер Джон Эвнет снял вдохновляющее кино, в котором чествуется женская любовь (будь то дружба или что-то иное) и отвергаются мужские привилегии.

74. Я стреляла в Энди Уорхола (I Shot Andy Warhol, 1996)

Режиссер: Мэри Хэррон

Вэлери Соланас, маргинальная художница, жившая в деловом центре Нью-Йорка, написала радикальный «SCUM Manifesto» («Манифест общества полного уничтожения мужчин»), в 1968 году совершила покушение на Энди Уорхола после того, как ее рукопись была отвергнута уорхолловской студией «Фабрика». Мэри Хэррон и Лили Тейлор проделали героическую работу, наделив Вэлери Соланас достоинством и превратив ее отчаяние в ярость.

75. День, когда я стала женщиной (Roozi ke zan shodam, 2000)

Режиссер: Марзия Махмальбаф

Рассказывая о трех поколениях иранских женщин, режиссер Марзия Махмальбаф с легкость и очень точно описывает патриархат, царящий в исламской культуре. Картина, которая будет интересна и понятна широкому зрителю, вместе с тем несет четкий призыв к срочным действиям.

76. Преместь (Prevenge, 2016)

Режиссер: Элис Лоу

Этой черной комедией режиссер-сценарист Элис Лоу изгоняет собственные страхи, связанные с беременностью (во время съемок она была на восьмом месяце). Это фильм о серийной убийце: Лоу, которая также исполняет главную роль, играет беременную девушку, которая верит, что ее нерожденный малыш велит ей совершить убийство.

77. Мистическая пицца (Mystic Pizza, 1988)

Режиссер: Дональд Питри

Мудрые работницы «Мистической пиццы», наученные горьким опытом разбитых сердец и классовых конфликтов, создали вокруг себя экосистему, в которой больше всего ценится поддержка и взаимопомощь. И, может быть, романтическая комедия Дональда Питри и закончится свадьбой, но будьте уверены — девушка оставит свою фамилию!

78. Приятный разговор (Smooth Talk, 1985)

Режиссер: Джойс Чопра

Картина снята по рассказу Джойс Кэрол Оутс и открывает зрителю мир девочки-подростка. Сексуальная угроза, которая чувствуется на протяжении всего фильма и достигает пика к финалу, показана совсем не так грубо, как можно было бы подумать. Кроме того, стоит отдельно отметить выдающуюся работу молодой Лоры Дерн.

79. Оседлавший кита (Whale River, 2002)

Режиссер: Ники Каро

В этой вдохновляющей новозеландской картине девочка (потрясающий дебют Киши Касл-Хьюз) бросает вызов укоренившейся системе правления в племени маори. Феминистское послание фильма вдохновило и Голливуд: Ники Каро была назначена режиссером диснеевского ремейка «Мулан». Надеемся, что в новой работе ее настрой не изменится.

80. Побудь в моей шкуре (Under the Skin, 2013)

Режиссер: Джонатан Глейзер

Этот сложный научно-фантастический фильм, снятый как документальное кино, отлично читается в русле феминизма. Пока инопланетная героиня Скарлетт Йоханссон бродит по Глазго в поисках жертв, скрытая камера снимает, как ведут себя мужчины, — чтобы уже в следующей сцене мы увидели совершенно иную расстановку сил.

Может быть, фильм Глейзера и задает больше вопросов, чем дает ответов — но зато делает это отлично.

81. Бруклин (Brooklyn, 2015)

Режиссер: Джон Краули

1950-е. Эйлис (Сирша Ронан) бросает вызов судьбе, которая сулит ей скучную работу и ранний брак с соседским парнем, — и отправляется в путешествие через океан, в Америку. И хотя в какой-то момент ожидаемо приходят сомнения, героиня этой феминисткой картины о взрослении находит смелость поверить в собственную мечту.

82. Суфражистка (Suffragette, 2015)

Режиссер: Сара Гаврон

Хотя действие фильма происходит в 1912 году, «Суфражистка» — больше, чем просто историческая драма. Рассказывая о том, как женщины Великобритании сражались за право голосовать, эта картина многое говорит о патриархате и в современном мире. Кэри Маллиган играет девушку из среднего класса, которая работает в прачечной и терпит домогательства начальника — но она находит себя в движении суфражисток.

83. Прерванная жизнь (Girl, Interrupted, 1999)

Режиссер: Джеймс Мэнголд

Действие фильма, основанного на автобиографии Сюзанны Кейсен, происходит в шестидесятых и разворачивается в психиатрической лечебнице. Невероятно тонко в картине, которая воздает должное силе женской дружбы, освещены такие темы, как депрессия, анорексия, самоповреждение, а Вайнона Райдер и Анджелина Джоли, получившая за роль в этом фильме премию «Оскар», сыграли безукоризненно.

84. Сырое (Raw, 2016)

Режиссер: Джулия Дюкорно

Хорроры часто полны полураздетых девочек-подростков, убегающих с криками от ужасающего безумца (обязательно мужчины). Французская режиссер-сценарист Джулия Дюкорно своим каннибальским хоррором, вызывающим тошноту, меняет все роли: в фильме рассказывается о хладнокровной шестнадцатилетней Жюстин (Геренс Марилье), которая поступила в ветеринарную школу и обнаружила неутолимый аппетит к запретному.

85. Битва полов (Battle of the Sexes, 2017)

Режиссеры: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис

Пока продолжаются споры о равной оплате труда в спорте, фильм «Битва полов» вспоминает о переломном моменте, когда теннисная чемпионка Билли Джин Кинг (Эмма Стоун) отказалась спасовать перед сексистом Бобби Ригсом (Стив Карелл). Фильм поднимает не только феминистскую повестку, но и затрагивает вопросы ЛГБТ*.

86. Девушка возвращается одна ночью домой (A Girl Walks Home Alone at Night, 2014)

Режиссер: Ана Лили Амирпур

О нет, неужели это очередной черно-белый иранский феминистский вестерн о вампирах!

Но эта картина действительно особенная: главная героиня дебютного фильма Аны Лили Амирпур, одинокая девушка в парандже, которая бродит по улицам города, — охотница, а не жертва. И в качестве добычи — как это бывает в вампирских историях, написанных женской рукой, — она предпочитает тех, кто сам бы не прочь поохотиться.

87. Леди Макбет (Lady Macbeth, 2016)

Режиссер: Уильям Олдройд

Фильм никак не связан с Шекспиром, но не спешите его откладывать: в этой драме о Великобритании XIX века без убийства не обойдется. Кэтрин (Флоренс Пью) выходит замуж за мужчину вдвое старше и вдвое глупее — и, конечно, девушке есть что поменять в новом доме.

88. Персиполис (Persepolis, 2007)

Режиссер: Венсан Паронно, Маржан Сатрапи

Маржан Сатрапи, иллюстратор, экранизировала собственный комикс о взрослении в Тегеране: получилась сильная, полновесная анимационная автобиография, наполненная добротой и юмором. Все начинается с беззаботного детства Маржан во время последних дней режима шаха — но происходит революция, и девушка внезапно оказывается в стране, где права женщин сильно ограничены.

89. Бабушка (Grandma, 2015)

Режиссер: Пол Вайц

Британские ученые установили, что любой фильм становится на 75% более феминистским от присутствия Лили Томлин — хотя «Бабушка» и без этого стремилась ко всем 100%.

Лили Томлин играет овдовевшую лесбиянку, поэта и активистку, которая везет свою внучку-подростка на аборт. Все сложные темы, политические и личные, освещены с суровой любовью и изумительным юмором.

90. Подружки (Girlfriends, 1978)

Режиссер: Клаудия Вайль

Когда вышел шедевр Клаудии Вайль, посвященный женской дружбе, один зритель восторженно отметил, что «это замечательный фильм». Это был Стэнли Кубрик.

Фильм рассказывает о Сьюзан (Мелани Мейрон) и ее соседке Энн (Анита Скиннер), пути которых постепенно расходятся из-за превратностей судьбы. При этом дискриминация и дилетантские взгляды мужчин показаны с таким остроумием и проницательностью, что это кино явно заслуживают больше преданных фанатов, чем один Кубрик.

91. Ребро Адама (Adam’s Rib, 1949)

Режиссер: Джордж Кьюкор

Фильмы с участием Спенсера Трейси и Кэтрин Хепберн получаются такими удачными, потому что они всегда берутся за роли, в которых будут равны. Здесь они играют супружескую пару адвокатов, которые оказываются по разные стороны баррикад в деле о домашнем насилии. Она выигрывает суд, а он — личный спор, который начинается после. Все заканчивается тем, чем начиналось: любовью и оживленными спорами.

92. Дочь шахтера (Coal Miner’s Daughter, 1980)

Режиссер: Майкл Аптед

Если сама Сисси Спейсек, получившая за эту роль «Оскар», называет легендарную исполнительницу кантри Лоретту Линн феминисткой — мы не видим причин спорить. Актриса играет мечтательницу из Кентукки: ее неожиданно захлестнула слава, но девушка продолжает упорно работать, считая это смыслом жизни. «Дочь шахтера» — сильное кино, которое показывает мощь актерского и вокального таланта блистательной Спейсек.

93. Моана (Moana, 2016)

Режиссеры: Рон Клементс, Джон Маскер, Дон Холл

Дисней, который мы заслужили: нарисованные героини забросили пяльцы и веники и теперь мечтают путешествовать, исследовать новые земли и спасать людей. Эволюция сказочных принцесс от «Золушки» до «Моаны» идет в ногу с эволюцией феминизма, так что у следующего поколения маленьких девочек будут отличные примеры для подражания.

94. Несколько женщин (Certain Women, 2016)

Режиссер: Келли Райхардт

«Ваша жена на Вас работает?» — «Нет, она мой босс». Шестой и лучший художественный фильм Келли Райхардт смотрит с поднятой бровью на бытовой сексизм и общество, которое допускает его существование. В фильме рассказывают историю о том, как четыре женщины (Лора Дерн, Мишель Уильямс, Кристен Стюарт и Лили Гладстоун) пытаются устроить свою жизнь на беспощадных землях Монтаны.

95. Претендент (The Contender, 2000)

Режиссер: Род Лури

Это настолько сильный фильм, что вам сразу захочется показать его своей несуществующей дочери и сказать: «Вот, к чему ты стремишься»! Пока все вокруг сходят с ума в аду политической борьбы за место вице-президента, Лэйн Хенсон (Джоан Аллен), попав в центр старого секс-скандала, сохраняет изумительное самообладание. Любое сходство с политиком в брюках совершенно случайно.

96. Без крыши, вне закона (Sans toit ni loi, 1985)

Режиссер: Аньес Варда

В кино нечасто встречались отрицательные героини: ведь предполагается, что женщины должны быть мягкими и заботливыми. Но драма Аньес Варды, сложная, полная сочувствия, стала приятным исключением. Показывая в самом начале фильма смерть бродяжки Моны (Сандрин Боннэр), Варда начинает по кусочкам восстанавливать последние дни нелегкой жизни девушки.

97. Звездные войны: Последние джедаи (Star Wars: Episode VIII – The Last Jedi, 2017)

Режиссер: Райан Джонсон

Очевидно, политкорректность переходит все границы: кто бы мог подумать, что женщина может обуздать Силу, а две другие — занять позиции в верхушке Восстания? Что бы ни говорили самые яростные фанаты, все эмоциональные, неожиданные моменты и даже обнадеживающий финал фильма — заслуга ярких и храбрых женщин.

98. Она (Elle, 2016)

Режиссер: Пол Верховен

Изнасилование на экране часто показывают неумело, но только не в этом фильме. Пол Верховен и Изабель Юппер, исполнительница главной роли, воспринимая насилие как, безусловно, ужасное преступление, не соглашаются с тем, что оно обязательно должно определять дальнейший ход жизни жертвы. Мишель в исполнении Изабель Юппер реагирует на нападение довольно неожиданным образом, можно даже сказать — легко, однако ее сила и готовность действовать не подвергаются никакому сомнению.

99. Дьявол носит Prada (The Devil Wears Prada, 2006)

Режиссер: Дэвид Фрэнкел

«Дьявол носит Prada» стал одной из самых цитируемых комедий начала двухтысячных, заполнив пустоту в поп-культуре, которая осталась после окончания «Секса в большом городе». Фильм остро насмехается над снобизмом мира моды и при этом показывает, как взаимодействуют женщины на рабочем месте (все боятся королевы — Миранды Пристли (Мэрил Стрип), своеобразным прототипом которой стала Анна Винтур).

100. Женский бой (Girlfight, 2000)

Режиссер: Карин Кусама

Инди-картина режиссера-сценариста Карин Кусамы запустила стремительную карьеру Мишель Родригес: она сыграла молодую боксершу из Бруклина, которая соревнуется в жестоком мире мужчин. «Женский бой» отвергает клише, присущие фильмам о спорте, и несет довольно четкое феминистское послание: она пришла побеждать — и она победит.

*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено