Мультисезонный костюм: Арья Старк

Мультисезонный костюм: Арья Старк

Алекс Райли   19 августа 2019
1 мин

Самый популярный сериал современности закончился три месяца назад, а общественность все гадает, что же могло ждать Арью в будущем. К сожалению, среди аж пяти готовящихся спин-оффов, по заверению HBO, не нашлось места для самого, возможно, интересного – морских приключений девочки к западу от Вестероса. Строить теории приятно, но Time Out решил вспомнить, что же нам уже известно о девочке — и как это отразилось на ее внешнем виде. 

\"\"

Оружие

3/4

С негласным титулом Азор Ахая Девочке-Арье не достался огненный меч, зато по сценарию было положено целых три других колюще-режущих предмета: меч Иглу подарил Джон, кинжал из валирийской стали – Бран, и, наконец, копье с наконечниками из драконьего стекла – Джендри. 

Игла

Меч-зубочистка был выкован в Винтерфелле и, как любое потенциально знаменитое оружие, сразу приобрел имя. Посыл нейминга в том, что у швеи-Сансы свои иглы, а у Арьи – свои. Сама Мэйси Уильямс говорит, что назвала бы свой меч «Oops!». Кстати, актриса даже специально училась на мечника-левшу, чтобы все было по канону.

Снаряд будто сам предопределил стиль ведения боя и каким-то образом призвал нужного преподавателя. Водный танец, которому Арью обучал Сирио Форель, предполагает быстрые, меткие и элегантные шпажные тычки в пику рубящим амплитудным вестеросским ударам. Игла, собственно, только на это и годится. Даже Джон, передавая Иглу сестре, дал исчерпывающую инструкцию: «Бить острым концом». Примерив же по возвращении домой меч Джона, Длинный коготь, Арья заключила: «Тяжеловат для меня». Оно и верно – оружие должно быть сообразно владельцу.

Слезно прощаясь в финале, Джон проверил, не потеряла ли сестра Иглу. Похоже, именно этой «иглой» они и сшиты навсегда. А Светозарный – легендарный огненный меч Азора Ахая – так и не стал аксессуаром младшей Старк, но, как мы уже отметили, человек с таким мечом спас Арью, и образ «принца, что был обещан» остался при ней. Однако другой «огненный» клинок перед важными событиями все же попал в арсенал девочки. И это… 

Кинжал из валирийской стали

Иронично, что этот showstopper, — то есть оружие, которому суждено нанести решающий удар, — и жутко дорогой клинок не имеет имени. Предыстория его также туманна: кинжал принадлежал Петиру Бейлишу, был уготован свежевыпавшему из окна Брану (острым концом), после чего послужил вещдоком в суде и стал катализатором Войны Пяти Королей. Затем кинжал таки достался Брану, но уже в качестве подарка. Мальчик, в свою очередь, предвидя события битвы за Винтерфелл, заблаговременно передал оружие сестре, сделав ее эффективным инструментом войны с белыми ходоками. И на мгновение Арья даже вернула кинжал Мизинцу. Острым концом. 

В околосериальных материалах кинжал зовется Catspaw dagger, так как впервые появляется в кадре в руках безымянного убийцы (catspaw assassin). Примечательно, что catspaw (буквально «кошачья лапа») означает «орудие в чужих руках». Слово отсылает к басне о коте, которого хитрая обезьяна надоумила таскать каштаны из огня. Кошки присутствовали и в сюжетной линии Арьи – охотиться за ними было одним из заданий Сирио Фореля, также она подглядывала за Бродяжкой глазами уличной кошки. Такие вот сценарные крючки. 

Само оружие очень добротное: рукоять из драконьей кости имеет выемки под пальцы и инкрустирована неким красным камнем – рубином или, менее вероятно, гранатом. Джендри даже по этому поводу подразнил Арью маленькой мажоркой. Очевидно, сценаристы планировали рассказать предысторию клинка, но эта линия (как и многие другие) была позорно слита в восьмом сезоне. Известно только, что по замыслу шоураннеров Бениоффа и Уайсса валирийская сталь была выбрана как антидот, призванный убить Короля Ночи, в то время как драконье стекло сыграло когда-то роль инфекции и по сути породило Иного. Вопреки ожиданиям фанатов, а также самих Мэйси Уильямс и Лены Хиди кинжал не добрался до горла Серсеи — так он бы закончил ту войну, которую с помощью него и развязали, но поэтичная закольцовка не случилась.

Изображение оружия в седьмом сезоне встретил Сэм Тарли в одной из книг Цитадели под названием «Драконье стекло», но – спойлер – по итогу это вообще ничего не значило. Если не принимать во внимание текст на странице рядом с иллюстрацией кинжала: в нем рассказывается о том, что когда Эйгон Завоеватель, одна из самых значимых фигур в легендариуме Джорджа Мартина, подчинил себе все семь королевств, он ввел моду на украшение оружия драконьим стеклом. Так что есть некая вероятность, что красный камень в рукояти – это красное драконье стекло (которое, напомним, является замороженным драконьим пламенем) и что этот кинжал принадлежал самому Эйгону, предку Джона Сноу (раз уж он был выбран для единственной иллюстрации по теме в такой важной книге). А это в свою очередь делает клинок единственным фамильным оружием дома Таргариен, показанным в сериале. И, заметьте, возвратился он к зрителю в то же время, когда Таргариены – Джон и Дейенерис, наконец, встретились.

Также есть мнение, что неназванный кинжал с отсылкой к драконьему племени является метафорой реального утерянного фамильного клинка дома Таргариен – «Темной сестры». Им владела сестра того самого Эйгона Завоевателя, которой Арья с самого детства восхищалась. И Арья в некотором роде сама по себе «темная сестра» — маленький мрачный ассасин. Родственник, которого вы в детстве стеснялись показывать одноклассникам. 

В дестрезе, испанской «философской» школе фехтования, на которую отчасти намекала нам средиземноморская внешность Сирио, кинжал (но с гардой – защитой кисти) считается логичной парой рапире. Но классической техники espada y daga (исп. «меч и кинжал») на экране мы так и не увидели. Слабое утешение – тренировочный бой Бриенны и Арьи: только потеряв основное оружие, девочка схватилась за «второй номер».

Копье

Также к битве за Винтерфелл Джендри смастерил для Арьи разделяемое посредине копье с наконечниками из обсидиана. Длинномером Арья владеет не хуже, чем мечом – управляться с шестом ей пришлось учиться, будучи ослепленной, а тренер (социопатка Бродяжка) был не столь любезен, как добряк Сирио. Но результат порадовал: Арья с копьем к концу истории стала, возможно, так же смертоносна, как еще один ее кумир – дорнийская принцесса Нимерия, жившая за 1000 лет до описываемых событий. А копья и дротики как раз излюбленное оружие дорнийцев (вспомните бой Горы и Красного Змея, Оберина Мартелла). Также Дорн единственное королевство в Вестеросе, где женщины имеют равные права с мужчинами. Так что аллюзия к Нимерии в случае с новой подростковой фем-иконой Арьей даже более очевидна, чем сравнение с Лианной Старк. 

Томми Данн, оружейник сериала, разработал именно составное копье, чтобы Мэйси Уильямс смогла продемонстрировать в кадре то, что ей не довелось до тех пор показать с мечом и кинжалом – парную работу. Рубилово вихтов в ограниченном пространстве, на крепостной стене двумя полукопьями (третий эпизод восьмого сезона) очень напоминает филиппинское боевое искусство «кали», которое как раз унаследовало принципы espada y daga из испанского фехтования. Начав однажды изучать меч, используя только левую руку, к концу съемок Мэйси стала убийственным амбидекстером.

Учитывая события в Браавосе, Арья, по всей видимости, стала сосудом и для этой вот пасхалки: «Когда-то был рыцарь, который не мог видеть, – упрямо сказал Бран, когда Сир Родрик пошел вниз – Старая Нэн рассказала мне о нем. У него был посох с лезвиями на обоих концах, и он мог крутить его в руках и рубить сразу двух человек»

Лук

Тот же длинный эпизод восьмого сезона и еще один флэшбек в первые сезоны. Во время битвы с Королем Ночи нам показали, что Арья не утратила и стрелковых навыков. Прежде чем взяться за копье, девочка сделала пару метких «хэдшотов» со стены, прикрывая отступление защитников замка. Стрелы, разумеется, «на вихта» – огненные. Сам лук ничем не примечателен и тем более не имеет никакого громкого прозвища, хотя особенные луки в мире Мартина присутствуют. Например, дотракийские луки из драконьей кости – такой бы удачно дополнил новенький кинжал Арьи. Главное, что всему, чему училась Мэйси, нашлось место в кадре, и лук скорее всего ввели просто для того, чтобы показать девочку многостаночным киллером. И коня, и в избу.