Мультисезонный костюм: Арья Старк. Одежда
Самый популярный сериал современности закончился три месяца назад, а общественность все гадает, что же могло ждать Арью в будущем. К сожалению, среди аж пяти готовящихся спин-оффов, по заверению HBO, не нашлось места для самого, возможно, интересного – морских приключений девочки к западу от Вестероса. Строить теории приятно, но Time Out решил вспомнить, что же нам уже известно о девочке — и как это отразилось на ее внешнем виде.
Арья «Девочка» Старк (на самом деле правильно произносится «Арейа», но уж как привыкли). Tomboy, как говорят за рубежом, то есть «пацанка». Хоть и королевских кровей, но совсем не леди, в отличие от своей старшей сестры, на что прямо указано в оригинале: «Шитье Сансы столь же красиво, как и она сама, – сказала однажды септа Мордейн их леди-матери. – У нее такие деликатные руки. – А когда леди Кейтилин спросила об Арье, септа фыркнула: а у Арьи руки кузнеца». Впрочем, скорее воина.
То есть Арья — этакая Санса курильщика. Вместо вышивки и плетения «вавилонов» на голове Арья изучала искусство меча и конной езды. Эта леди не знала, какой вилкой прилично есть десерт – эта леди узнала, какой лучше глаза выколупывать. Мать, Кейтелин, давала такую характеристику: «Что до Арьи, гости Неда часто принимали ее за конюшонка… С ней я, надо признаться, порядком намучилась. Полумальчишка-полуволчонок… Я отчаялась сделать из нее леди. Она собирала шишки, как другие девочки кукол, и говорила все, что в голову взбредет».
То, что придворной дамой ей не быть, платья-пирожные не носить, Арья еще в начале всей истории уверенно заспойлерила отцу, а под конец повторила Джендри, когда новоиспеченный Лорд Штормового Предела уже не гипотетически, а вполне конкретно предложил ей вакансию жены. Интересно, что после всего вместе пережитого Джендри удивился отказу, тогда как Эддард видел все сразу. К слову, Джордж Мартин писал, что в то время как Санса, Робб, Бран и Рикон унаследовали материнские черты – черты рода Талли, – Арья больше остальных детей была похожа на Эддарда и обладала характерной старковской внешностью – «лишенными блеска каштановыми волосами, серыми глазами и вытянутым лицом, кажущимся скорбным».
Сериал раскрыл персонажа так, как книжная Арья и мечтать не могла. В духе всеобщей феминизации поп-культуры она даже перехватила предназначенную Джону Сноу роль реинкарнации Азора Ахая – «принца, что был обещан», легендарного воина с огненным мечом, которому предсказано победить Иных (кстати, на высоком валирийском слово «принц» не имеет рода, так что тут Арья, что называется, fits). Что ж, так гораздо лучше, чем если бы эти волчата были повязаны плотскими отношениями, как в ранних набросках «Песни Льда и Пламени». Тем не менее особая связь между братом-бастардом и сестрой набрасывалась шоураннерами с первого сезона: Джон научил Арью основам ближнего боя и подарил первый меч – Иглу (об этом позже), и с момента отбытия в Ночной Дозор Джон скучал по Арье больше всего, по «невысокой и бойкой, с расцарапанными коленками и перепутанными волосами, в порванном платье, отчаянной и своенравной». Как тут не уступить роль Мессии. И эта роль, несомненно, наложила отпечаток на визуальный образ персонажа.
Одежда
Первый наряд, который мы видим на Арье – гаун, так называемое «верхнее платье» с рукавами (а очень скоро и без них). Оно исполнено в холодных цветах дома Старк – под стать северному климату, имеет грубые швы и шнуровку на спине. Под платьем – льняная блуза с утягивающимся воротом в стиле дома Талли (мамино влияние). Выглядела эта комбинация на девочке как холщевый мешок – на нее Арья скорее нехотя соглашалась, чем носила по своей воле. Скрывала все это безобразие традиционная накидка с «детским» меховым воротником (кроличий мех вместо волчьего). Также девочка баловалась открытым старковским шлемом из семейства бацинетов.
«С дочерьми тяжелее, чем на войне», – говорил Нед. А что бы он сказал о дочерях на войне? Так, увидев подаренную Джоном Иглу, Нед предположил, что его сестра Лианна тоже носила бы меч, если бы отец позволил (Арья вообще напоминала Эддарду сестру). И ясно было, что мечу этому девочка покоя не даст, а значит, нужен грамотный куратор — а именно первый меч Браавоса, эксцентричный фехтовальщик Сирио Форель, преподаватель так называемого «водного танца», браавосийского стиля ведения боя. На этих «уроках танцев» в Королевской Гавани зритель уже видит девочку в льняных брюках, мягких ботинках и фехтовальной юбке – защитных накладках на бедра из канвасоподобного материала. Никаких полновесных доспехов ни в обучении, ни в бою водный танец не предполагает – скорость и широкие возможности для парирования ударов здесь важнее наличия непробиваемой экипировки. В этом мальчиковом луке, однако, все еще было кое-что от Кейтелин – легкий шарф, плотно облегающий шею, с концами, спрятанными под блузу.
После того, как Арья сбежала из Гавани, ее набор одежды стал максимально утилитарным – «под мальчика». Мальчика Арри, если быть точным. Это в первую очередь брюки – в платье за пределами теплого замка перемещения не показаны что пешком, что верхом. Выше брюк все та же таллиевская унисекс-блуза и грубый дублет – походная куртка из полосок толстой ткани, стянутых кожаными шнурками. Носила юная Старк этот набор вплоть до четвертого сезона, и исполнительница роли Мэйси Уильямс уже молила разрешить ей сжечь костюм.
Несмотря на то, что камуфляж мальчика Арри довольно бесформенный, корректирующих фигуру манипуляций избежать не вышло. Дело в том, что актриса несколько старше своего персонажа и, чтобы продлить детство Арьи, Мэйси приходилось дополнять этот пропахший приключениями костюм повязкой, утягивающей грудь. В какой-то момент это перестало работать, и костюмеры пошли от обратного – решили уравнять грудь с животом, то есть с накладным животом. Актриса в интервью грустно улыбается, вспоминая свою реакцию: «Мне пятнадцать, и я просто хочу иметь бойфренда, я не хочу носить это». Словом, еще задолго до того, как попасть к Безликим, Арья уже попробовала себя в анонимизации. Все это время любая детализация образа была бы смерти подобна.
Но вот, наконец, она туда попала. И стала постигать науку быть «никем».
В Черно-белом доме новобранцу выдали униформу, такую же, как у местного супервайзера Бродяжки. Это подпоясанное лаконичное черное хлопковое платье с одной небезынтересной деталью – спереди под воротом пришита тканевая маска, которой нужно прикрывать лицо при работе с трупами (такая есть и у Якена Хгара на его балахоне). Под платьем предполагается светлый тельник, что в комбинации отсылает, очевидно, к корпоративной гамме Черно-белого дома. Также рекрутам положены неброские сандалии в греческом стиле.
Но не успела Арья привыкнуть к форме, как ее уже ждал новый камуфляж: приняв по заданию Безликих облик торговки устрицами Ланны, девочка впервые в сериале превратилась в то, чем ее хотели видеть родители – около-леди. Двойная плиссированная юбка с необработанным подолом, жакет «болеро» с наплечниками и шерстяным вязаным покрытием медно-золотого цвета, наивная прозрачная блуза, кожаные перчатки с кольчужной ладонью (чтобы не пораниться об острые раковины устриц), широкий макраме-пояс и кожаный подсумок на ремне. Шик! Вольный город Браавос с его «колоссом» на входе в бухту идейно отыгрывает древнегреческий город-государство (полис), однако стиль одежды горожан – объект влияния многих мореходных культур разных исторических периодов: от Финикии до Голландии эпохи Ренессанса. В костюме Арьи-торговки, например, есть нотки Византии и Османской империи.
Настоящая Арья же стала выкристаллизоваться – в том числе и визуально – к последним двум сезонам, когда девушка покинула штаб-квартиру Безликих, заявив, что она «Арья Старк из Винтерфелла, и она возвращается домой». С этого момента она начала превращаться в некую magical figure, как выразились шоураннеры, – снующего во мраке сверхэффективного убийцу с сумкой чужих лиц.
Итак, девочка направилась на историческую родину. Ее транзитный аутфит выглядел некой заготовкой для финального супергеройского костюма – нужно было лишь обточить. Чтобы не привлекать внимания, девочка выбрала «крестьянско-лесной» стиль, но, если приглядеться, возрождающийся Старк в нем уже угадывался: плащ с тяжелыми кожаными ремнями, перекрещенными на груди, и ворот, хоть и не меховой, а тоже кожаный.
Собственно «супергеройский костюм» с неслучайными деталями показывают в кадре вместе с суперспособностями – когда Арья вдруг без труда противостоит опытному двухметровому воину Бриенне. Наряд достаточно маскулинный и пригодный для ведения боя, но не мужицкий – кокетливо приталенный. И близость к родной земле не могла не сыграть: снова центром образа маленький убивец выбрал дублет со съемными рукавами – уже почти идентичный тому, что носил Нед. Стеганый, на шнуровке; один кожаный, коричневый, второй – тканевый серого старковского оттенка, с Y-образной расшивкой. В этой новой модели куртки нам знакомы как общая форма (разваливающийся и буквально пахнущий в кадре дублет Арри), так и отдельные черты (отделяемые рукава платья из первого сезона и отдельные модули – нависающие наплечники – жакета торговки устрицами). «Недовский» дублет – знак уважения к отцу и настоящему моменту в жизни молодой волчицы, ее воспрянувшей «старковости».
В последних сезонах художник по костюмам Мишель Клэптон хотела создать для Арьи некую средневековую версию капсульного гардероба, чтобы #тыжедевочка, наконец, могла поиграть в переодевания. Поэтому некоторые элементы лука дублируются.
Есть даже третий дублет этого поколения, парадный. Его можем наблюдать в самой последней серии. Он практически идентичен первому, кожаному, только заметно толще, темнее и украшен металлическими клепками – это пируэт в сторону второго отца Арьи, Сандора Клигана и его куртки из восьмого сезона.
Ниже пояса в супергеройском наборе уже знакомая фехтовальная юбка. Точнее, опять же две, на выбор: серая, родственная тканевому дублету – с Y-фактурой, и кожаная – в клетку. Есть мнение, что орнамент клетки отсылает к решетчатым дверям Черно-белого дома или его стенам, испещренным прямоугольными ячейками для хранения лиц — проще говоря, к Безликим. То есть к яркому личному опыту Арьи, а не коллективному старковскому.
Под юбкой проглядываются коричневые замшевые брюки и конные сапоги, зачем-то на каблуке. Ремень, как и все предыдущие, не имеет тренчика – остаток просто дважды обматывается вокруг пояса и свободно спускается вниз.
Кроме того, мы снова видим плотно обмотанный вокруг шеи шарф – немного Кейтелин в почти переродившемся Неде. Самое простое объяснение этому: девочка просто вернулась в холодный регион. Но стоит помнить, что в «Игре престолов» почти ничего не бывает просто так, и шарф, повязанный таким образом, может быть указанием не просто на Кейтелин, а на Леди Бессердечную. Этот персонаж отсутствует в сериале, но его линию частично вплели в линию Арьи. Леди Бессердечная – это ожившая после событий Красной свадьбы Кейтелин Старк. Ей перерезали горло, а тело скинули в реку, откуда его вытащила лютоволчица Арьи Нимерия. Позже появилось Братство без знамен во главе с Бериком Дондарионом (воином с огненным мечом), который поцелуем воскресил Кейтелин, однако умер сам. Так Леди Бессердечная, мстительница с огромным порезом на шее, стала новым лидером Братства без знамен, миссия которого с тех пор – геноцид всех Фреев, Ланнистеров и Болтонов. Говорить она могла, только закрывая порез рукой. Но это в книгах.
На экране Берик тоже пожертвовал жизнью, чтобы спасти леди Старк — только младшую, а не старшую. К тому же девочка даже в некотором роде прошла ритуал, чтобы стать Леди Бессердечной – получила почти летальное ножевое ранение от Бродяжки, после чего оказалась в воде и была спасена. А вскоре расправилась с Фреями. Так что простенький серый шарф, возможно, скрывает воображаемый символический шрам от ножа. Как вам такое?
Вообще, к большому воссоединению волчат в последнем сезоне все они чем-то да копировали родителей. Не только одеждой, но и подачей. У Арьи и Джона, например, волосы распущены с затылка, но собраны со лба и висков в пучок или хвост – как у отца. У Сансы – прямой пробор – как у матери. А Бран… он уже не Старк к тому времени, но это совсем другая история. И цвета: какие бы цвета в одежде каждый из детей ни носил до последних двух сезонов, к приходу зимы они все облачились в темное – этим художник по костюмам хотела подчеркнуть мрачное настроение грядущих времен.
Из действительно уникального в финальном капсульном гардеробе Арьи – новая односторонняя накидка на шнуровке. Она надевается через голову и имеет одно «окошко» для руки. Этакая северная версия греческой хламиды – ассиметричной мантии, античного предмета одежды, традиционного в том числе для путешественников, охотников, пеших и конных воинов. И новая накидка также имеет текстуру клетки — эхо Браавоса, не иначе.
Супергеройский образ девочки седьмого-восьмого сезонов – сумма всего знакового, что зритель видел на девочке до. Практически нанокостюм ее потомка Тони Старка из последних «Мстителей».
Продолжение обзора — об оружии и лютоволке — следует.