9 лучших ролей Питера Фонды

9 лучших ролей Питера Фонды

Иван Афанасьев   20 августа 2019
5 мин
9 лучших ролей Питера Фонды

16 августа скончался легендарный Питер Фонда — один представителей известной голливудской династии актеров. Сын лауреата премии «Оскар» Генри Фонда, брат двукратной лауреатки той же премии Джейн Фонда, Питер сам получил две премии «Золотой глобус» и считается одним из последних актеров классического кино США 60-70-х годов. Time Out выбрал 10 наиболее выдающихся ролей этого разнопланового актера.

Лилит (Lilith, 1964, реж. Роберт Россен)

Одна из первых, но ярких работ Фонды, в которой он воплотил образ состоятельного пациента клиники для душевнобольных, который влюблен в сексапильную медсестру (ту самую Лилит).

Одержимость приводит Стивена к печальным последствиям: не выдержав накала переживаний, он кончает жизнь самоубийством. Но его смерть служит толчком для персонажей фильма — они пересматривают всю прошлую жизнь и начинают размышлять над настоящей.

Дикие ангелы (The Wild Angels, 1966, реж. Роджер Корман)

Фонда — настоящая звезда американского независимого кино, но особенно он любил фильмы, связанные с другой его страстью — мотоциклами. Вслед за Марлоном Брандо, который в 1953 году снялся в культовом «Дикаре», Фонда подхватил байкерскую тему. В «Диких ангелах» он сыграл роль предводителя банды моторокеров, которые должны вызволить товарища из полицейского плена. На долгое время благодаря этой роли за Фондой закрепилось звание главного байкера в кинематографе.

Беспечный ездок (Easy Rider, 1969, реж. Деннис Хоппер)

Через год после «Ангелов» Джек Николсон, начинавший карьеру у Роджера Кормана, написал сценарий к фильму «Трип», в котором планировал сыграть сам. Однако его роль отдали Брюсу Дерну. А расстроенного Николсона Фонда и Деннис Хоппер позвали в проект, сценарий к которому они написали сами — это был «Беспечный ездок». Получившийся в итоге фильм стал одним из образцов кино про «вольных мотоциклистов», а Фонда сыграл, возможно, свою лучшую роль: его погибающий в конце «кислотный философ», стал символом бунта независимых кинематографистов против американских студийных продюсеров.

Грязная Мэри, сумасшедший Ларри (Dirty Mary Crazy Larry, 1974, реж. Джон Хаф)

Через пять лет, променяв мотоцикл на автомобиль, Фонда снялся в роли гениального гонщика Ларри, который вместе с другом-механиком и обаятельной подружкой Мэри грабят супермаркет, после чего улепетывают от полиции на сверхскоростной гоночной машине. Достаточно сказать, что этот фильм упоминается в «Доказательстве смерти» Тарантино (основанном на всей плеяде роуд-муви 70-х), а образ безумного бунтаря Ларри вышел настолько ярким, что герой Курта Рассела в «Доказательстве» был почти под копирку с него списан — фирменный тарантиновский знак уважения.

Золото Ули (Ulee's Gold, 1996, реж. Виктор Нуньес)

В принципе, кино про «крутых подернутых возрастом дядек» в духе «Заложницы» начиналось еще с этого фильма, хотя экшена в нем, конечно, намного меньше. Фонда играет Ули — ветерана вьетнамской войны, человека с железным стержнем внутри, который должен спасти жену сына, пока тот отбывает наказание в тюрьме. До этого Фонда играл в основном бунтарей и поборников морали — а на этот раз он исполнил диаметрально противоположную роль: суровый и хладнокровный человек, который пойдет на все ради спасения своей семьи.

Тайная жизнь Айн Рэнд (The Passion of Ayn Rand, 1999, реж. Кристофер Менол)

В этом фильме Фонда сыграл довольно необычную для себя роль. Фрэнк О’Коннор, муж знаменитой писательницы Айн Рэнд, был человеком максимально нетипичным для своего времени: в эпоху мужского самоуправства и абсолютной покорности женщин он, подававший надежды молодой голливудский актер, отодвинул свою жизнь на второй план, полностью посвятив себя властной жене. Фильм строится на семейной трагедии, когда Рэнд предпочла мужу поклонника, молодого студента Натана Брэндона. За роль смиренного супруга Фонда получил премию «Золотой глобус» как лучший актер второго плана.

Реальные кабаны (Wild Hogs, 2007, реж. Уолт Бекер)

Пускай это далеко не лучший фильм, но он аккуратно и с юмором осмысляет не только саму культуру байкеров, но и целый пласт фильмов о них — в том числе и те, в которых снимался Питер Фонда. А саму картину в определенной степени можно считать пародией на «Беспечного ездока». Фонда появляется в фильме в роли потрепанного жизнью моторокера, который предлагает главным героям выбросить часы — отсылка к сцене «Беспечного ездока», в которой герой Фонды избавляется от своих перед поездкой.

Призрачный гонщик (Ghost Rider, 2007, реж. Марк Стивен Джонсон)

Еще один неочевидный фильм, воздающий должное «Беспечному ездоку»: например, герой Николаса Кейджа ездит на мотоцикле — копии байка, который Фонда лично затюнинговал перед съемками картины Хоппера. Сам актер присутствует в фильме на должности злодея Мефистофеля, который проклинает Джонни Блэйза и превращает в Призрачного гонщика. Фильм — не шедевр, но Фонда в нем, кажется, впервые в своей карьере создал образ настоящего демонического злодея, и оказался очень убедителен.

Баллада о Лефти Брауне (The Ballad of Lefty Brown, 2017, реж. Джаред Моше)

Один из последних фильмов с Фондой. Роль Питера совсем небольшая — минут пятнадцать на весь фильм. Но именно его персонаж, Эдди Джонсон, прототипом которого стал реально существовавший генерал времен Гражданской войны в США, «запускает» фильм: Джонсона, авторитетного сенатора, умного и справедливого человека, убивают. Рослый и внушительный, имеющий в бэкграунде много героических ролей, Фонда воплотил действительно запоминающийся образ: один из последних хранителей традиций оказывается уничтожен новым поколением бесчестных людей, которое породил беспредел времен Дикого Запада.