Что смотреть на 11 фестивале датского кино Danish Wave в Москве
Искусство и актуальная тематика, большой стиль, восходящий к классической литературе, и стремительный современный ритм повествования, драматизм и парадоксальный юмор – все это разные грани многоликого кинематографа Дании. С 18 по 23 сентября в московском кинотеатре «Иллюзион» пройдет 11 фестиваль датского кино Danish Wave. Специальным гостем программы в этот раз станет живой классик — знаменитый датский режиссер, дважды удостоенный Золотой Пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и обладатель премии «Оскар» Билле Аугуст. Режиссер привезет в Москву свой новый фильм «Счастливчик Пер», который станет открытием программы. Time Out расскажет, какие фильмы можно будет увидеть на фестивале.
Счастливчик Пер / Lykke-Per (2018 год, 162 мин)
Страна: Дания
Режиссер: Билле Аугуст
В ролях: Эсбен Смед Енсен, Катрин Розенталь, Беньямин Киттер, Джули Кристиансен
Жанр: драма
Эпос по классическому социальному роману о капитале, религии, инженерии и любви
Петер Сидениус (Эсбен Смед, «Письма Амины», «Доброта незнакомцев») – амбициозный юноша из консервативной религиозной семьи с запада страны – грезит карьерой, богатством и приключениями. Он единственный из одиннадцати детей пастора рискнул взбунтоваться, нарушить привычный ход вещей и вырваться из привычного патриархального круга. Для начала – в столичный Копенгаген, где набирает силу деловая буржуазия. Здесь его возлюбленной (и проводником в другой мир) становится Якоба (Катрин Грис-Розенталь, «Мистериум. Охотники на фазанов»), старшая из дочерей богатого еврейского биржевика Соломона, девушка недюжинного ума и независимого нрава…
«На востоке Ютландии, в провинциальном городишке, что затерялся среди зеленых холмов, в устье лесистого фьорда, жил еще с довоенных времен пастор по имени Иоганн Сидениус. Это был человек набожный и суровый. И по виду своему, и по укладу жизни он совсем не походил на других обитателей города и оттого много лет оставался для них чужаком, чьи странности порой заставляли их пожимать плечами, а порой не на шутку сердиться…» Так начинается огромный роман Хенрика Понтоппидана, создававшийся с 1898-го по 1904-й годы (а в 1917-м автор получил Нобелевскую премию по литературе). По этому отрывку уже можно представить степенность, красоту и подробность текста, его социальную точность, историзм и психологическую глубину (разве что об иронии, пронизывающей роман, первые строки представления не дают). «Счастливчик Пер» – абсолютная датская классика; Билле Аугуст экранизировал ее максимально бережно. И так увлекательно, что фильм моментально привлек внимание всемогущего Netflix.
Награды и фестивали:
- Пекинский международный кинофестиваль – премия Tiantian (лучший фильм)
- Robert Festival – лучшая работа художника-постановщика
- Премия «Бодиль» – лучшая женская роль второго плана
- Международный кинофестиваль в Гамбурге – участник программы
Пелле-завоеватель / Pelle erobreren (1987, 157 мин)
Страна: Дания, Швеция
Режиссер: Билле Аугуст
В ролях: Пелле Хвенегаард, Макс фон Сюдов, Эрик Паске, Бьерн Гранат, Астрид Виллом, Аксель Стребюе, Троелс Асмуссен, Кристина Тернквист
Жанр: драма
Один из главных датских фильмов ХХ века – о шведских эмигрантах века XIX.
Пелле, так горделиво именуемый завоевателем, на самом деле, всего лишь маленький мальчик, который вместе с отцом, уже пожилым фермером-вдовцом, перебирается из бедных земель южной Швеции на датский остров Борнхольм. Эмигранты позапрошлого века стремятся к Борнхольму, как к Земле Обетованной, реальность же оказывается совсем не радужной. Рай – не здесь. Только это не повод для отчаяния…
Один из главных кинороманов ХХ века основан на литературном романе Мартина Андерсена-Нексе; он победил на Каннском фестивале (жюри возглавлял Ив Монтан, среди судей был наш великий соотечественник Элем Климов), получил премию «Оскар» и попал в Датский культурный канон – число произведений искусства, признанных частью национального культурного наследия. Одну из самых значительных ролей здесь сыграл титан Макс фон Сюдов. На расстоянии, из сегодняшнего дня «Пелле-завоеватель» кажется практически эталонным образцом густого семейного эпоса, не поддающегося размену на телевизионный экран. Несмотря на изрядный хронометраж и повествовательность, в формате сериала «Пелле» невозможно представить; это именно кино для большого экрана и коллективного переживания.
Награды и фестивали:
- Премия «Оскар» – лучший фильм на иностранном языке
- Каннский кинофестиваль – «Золотая пальмовая ветвь»
- Премия «Золотой Глобус» – лучший фильм на иностранном языке
- Номинация на премию BAFTA – лучший фильм на иностранном языке
- Премия «Бодиль» – лучший фильм, лучшая мужская роль, лучшая мужская роль второго плана, лучшая женская роль второго плана
- Премия Европейской киноакадемии – лучшая мужская роль, лучший юный актер
- Премия Шведского института кинематографии «Золотой жук» – лучший фильм, лучшая мужская роль
- Премия «Роберт» – лучший фильм, лучший сценарий, лучшая мужская роль, лучшая мужская роль второго плана, лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучший монтаж, лучший звук
Мистериум. Журнал 64 / Journal 64 (2018, 119 мин)
Страна: Дания, Германия
Режиссер: Кристоффер Боэ
В ролях: Николай Ли Каас, Фарес Фарес, Джохэнн Луиз Шмидт, Серен Пильмарк, Фанни Борнедал, Клара Росагер, Луиза Скоу
Жанр: детектив, триллер
Четвертый выпуск детективной серии о полицейском дуэте, которому не страшны самые чудовищные тайны
Пролог датирован 1961-м годом – тогда Дания была страной, далекой от соблюдения гражданских прав и гендерного равенства, и у каждого дикаря-отца было право отправить свою дочь на насильственное лечение в схожий с тюрьмой островной интернат. Что и случилось с юной Нете, так некстати влюбившейся в кузена.
В 2018-м дуэт бесподобных сыщиков Мерка (Николай Ли Каас) и Ассада (Фарес Фарес) из спецотдела Q переживает последние времена: Ассад уходит на пост поспокойнее, Мерк прячет горечь расставания (и разочарования в товарище) за напускным равнодушием. Но вот в одном из обычных городских домов обнаруживают тайную комнату – с тремя мумифицированными трупами. Сыщики, съевшие собаку на раскрытии, казалось бы, неразрешимых тайн, не могут пройти мимо такого дела. Расследование приведет их в места заточения Нете – и к жутким конспирологическим преступлениям наших дней.
Четвертый фильм франшизы «Мистериум», основанной на детективных романах Адлера-Ольсена, полон болезненных социальных проблем; относительность демократических норм и историческая вина датского правительства – среди его провокационно-полемических аспектов. Но такой серьезный бэкграунд не помеха жанру. Экшн, секреты, ложь, кровь, изуверская жестокость – в наличии все «грязные прелести» северного детектива. Маэстро Кристоффер Боэ («Аллегро», «Все будет хорошо», «Все, что вы хотели знать о сексе и налогах») виртуозно завершает цикл. Или продолжение следует?
Награды и фестивали:
- Премия «Роберт» – лучшая мужская роль второго плана
- Международный кинофестиваль в Сиджесе – участник программы
Пока не наступили холода / Før frosten (2018, 104 мин)
Страна: Дания
Режиссер: Михаэль Ноэр
В ролях: Йеспер Кристенсен, Клара Росагер, Магнус Креппер, Гита Нербю, Эллиот Кроссет Хов, Расмус Хаммерих
Жанр: драма
Живописная драма о чести и достоинстве в трудные времена.
Сельская Дания середины XIX века. Большинство местных фермеров – на грани разорения; кажется, только у шведов карманы полнятся деньгами. Старик Йенс за бесценок продает корову – но и это не гарантия от голода и бесчестья: и вот уже в церкви Йенса оттесняют с «престижных» мест вблизи пасторской кафедры. Когда исчезает последняя надежда на урожай, Йенс решает «продать» дочь – в смысле, выторговать ей выгодную партию, вопреки чувствам девушки; иначе не прокормить взятых на воспитание племянников и не выжить самим…
У строгого и сильного фильма (основанного, кстати, на полностью оригинальном сценарии) немало художественных достоинств: четкая режиссура Михаэля Ноэра, суровая, но соблазнительно живописная картинка, дотошно воссозданная среда. На первом же месте – абсолютно совершенная актерская работа 70-летнего мэтра Йеспера Кристенсена, в обширной фильмографии которого есть и Триер, и бондиана; да чего только нет. В свой юбилейный год Кристенсен сыграл роль-утес, национальный характер со всеми его противоречиями.
Награды и фестивали:
- Международный кинофестиваль в Чикаго – приз Silver Hugo (лучшая мужская роль)
- Международный кинофестиваль в Токио –лучшая мужская роль; специальный приз жюри
По доброй воле / De Frivillige (2019, 89 мин)
Страна: Дания
Режиссер: Фредерикке Аспек
В ролях: Якоб Ульрик Ломанн, Андерс Маттесен, Кристофер Лессо, Мортен Хебсгор, Серен Маллинг, Финн Нилсен
Жанр: комедия, драма
Плавно переходящая в триллер комедия про мужчин в тюрьме.
Маркус (Якоб Ломанн, «Мистериум. Тьма в бутылке») – успешный (настолько, что выпустил автобиографию-бестселлер), но не слишком чистый на руку финансист – угодил в тюрьму. Он наивно думает, что ненадолго, однако адвокат трезво советует готовиться к худшему: предварительное заключение может растянуться на срок до двух лет. В обычной тюрьме Маркус не протянул бы и недели: у вора в законе, которого он неосторожно называет Жирным Карстеном, к дельцу свои счеты. Чтобы уберечься от дальнейших побоев, Маркус добровольно соглашается на камеру-одиночку – в том отсеке, где отбывают наказание педофилы и насильники. Впрочем, выглядят они вполне мило – особенно, когда поют в хоре. Но именно пение, благое и невинное занятие, приведет героев к фатальным последствиям…
Фредерикке Аспек («Лабрадор», «Росита») – женщина-режиссер, создавшая один из самых непредсказуемых фильмов о мужском мире. Сюрпризы в «Добровольцах» не столько сюжетные, сколько интонационные. Это, безусловно, комедия, в которой достаточно драматизма, все в порядке с психологической достоверностью – и медленный, но верный крен в сторону настоящего триллера оказывается убедительным. Гармония за решеткой – то, чего не может быть; взрыв неизбежен.
Награды и фестивали:
- Международный кинофестиваль в Роттердаме – участник программы
- Международный кинофестиваль в Гетеборге – участник программы
- Международный кинофестиваль в Карловых Варах – участник программы
- Международный кинофестиваль в Мюнхене – участник программы
Сыны Дании / Danmarks sønner (2019, 120 мин)
Страна: Дания
Режиссер: Улаа Салим
В ролях: Имад Абул-Фул, Эри Александр, Иван Алан Али, Расмус Бьерг, Мортен Хольст
Жанр: драма, триллер
Социальный триллер о терроризме мнимом и подлинном.
Дания ближайшего будущего (действие датировано 2025 годом) переживает шок от страшного теракта, совершенного – предположительно – исламистами. Свиные головы, подброшенные к порогам мечетей, стали обычным делом; напуганное и растерянное общество готово привести к победе на демократических выборах ультраправую партию «Сыны Дании», возглавляемую маниакальным сторонником «железной руки» Мартином Нордалем (Расмус Бьерг, «Пламя и Цитрон», «Пока я живу», «Счастливчик Пер»). Но реальные исламские радикалы действительно существуют – и не собираются бездействовать: вербуют новых сторонников, среди которых юноша по имени Закария, и замышляют покушение на Нордаля. Напарником Закарии должен стать более опытный Али – но тщательно проработанный план дает сбой.
Режиссер Улаа Салим – сын беженцев из Ирака, родившийся в 1987-м году уже в Копенгагене; межнациональные противоречия знакомы ему не только по сводкам новостей. Возможно, именно сочетание острой темы, драматургической изощренности (фильм будто передает эстафету от героя к герою, от судьбы к судьбе) и очень личной эмоциональной составляющей сделало «Сынов Дании» одним из фестивальных хитов года.
Награды и фестивали:
- Международный кинофестиваль «Ривьера» в Сестри-Леванте – приз жюри (лучший фильм)
- Международный кинофестиваль в Сиэтле – приз Golden Space Needle (лучший режиссер)
- Международный кинофестиваль в Тайбэе – участник программы
- Международный кинофестиваль в Гетеборге – участник программы
- Международный кинофестиваль в Роттердаме – участник программы
- Кинофестиваль в Валетте – участник программы