Рецензия на фильм: «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков»
Любите книги? Обожаете высоколобые литературные споры? Тогда имейте в виду, что они могут спасти вам жизнь! Во всяком случае, фермеров с острова Гернси во время Второй Мировой спас именно книжный клуб. В 1941-м, в самом начале немецкой оккупации, пятеро соседей собрались на «тайную вечерю» (говоря проще, на ужин), нарушили комендантский час – и попались. Пришлось соврать, что у них собрание общества книгочеев: немцы на оккупированных территориях такой интерес поощряли. Правда, название пришлось придумывать на ходу, поэтому ляпнули первое, что пришло в голову. Получилось немного нелепо: «Гернсийский клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков». Хитрость сработала – «нарушителей» отпустили. Клуб просуществовал всю войну. А в 1946-м на остров приехала Джулиет Эштон – молодая писательница-дебютантка, которой захотелось познакомиться с участниками клуба поближе…
Роман в письмах – жанр для экранизации чаще всего непригодный. Но продюсеры Паула Мазур и Митчелл Каплан все-таки решили рискнуть, тем более что в данном случае речь шла о мировом бестеселлере – книге Мэри Эн Шеффер и Энни Барроуз «Клуб любителей книг и порогов из картофельных очистков» («The Guernsey Literary and Potato Peel Pie Society»). Правда, задачка и в самом деле оказалась не самой легкой: работа над проектом началась еще в 2010-м, тем не менее, в стадию пре-продакшна фильм вышел только в начале 2017-го года. Сказывались проблемы с финансированием, с локациями, с кастингом…
В 2011-м в качестве режиссера был анонсирован Кеннет Брана, а на роль главной героини – молодой писательницы с характером – рассматривались Эмили Блант, Кейт Уинслет и Энн Хэтэуэй. В «честном бою» победила Кейт Уинслет. Однако уже в 2013-м и она, и Кеннет Брана от проекта откололись. В итоге режиссерское кресло было предложено Майку Ньюэллу, снявшему в 1994-м самый кассовый британский фильм за всю историю проката – «Четыре свадьбы и одни похороны», а шляпку новой Шарлотты Бронте чуть было не примерила Розамунд Пайк. Победила, однако, молодость и наивность: главная роль досталась вечной Золушке Лили Джеймс (именно она сыграла златокудрую красавицу в недавней киноверсии от компании Disney).
Что же касается сценария, то, в целом, эпистолярность первоисточника фильму удалось преодолеть. Авторы используют письма только в качестве сюжетной завязки, ведь мисс Эштон и гернсийский пастух знакомятся именно так. Но затем сюжетная линия выходит из-под власти почтовой переписки. И пусть в паре сцен «Клуб» излишне болтлив (наследственность все-таки сказывается), ничего катастрофичного в этой болтливости нет.
А вот мелодраматическая наивность и немеренная слащавость кое-кого из зрителей могут сильно расстроить. Дело в том, что основных сюжетных направления в фильме два: это тема войны и развитие отношений между лондонской фифой и свинопасом. Второе направление сентиментально и предсказуемо: как только перед изящной барышней появляется романтично-небритый герой Михиля Хаусмана, даже самая недогадливая выпускница церковноприходской школы сразу же смекает, чем дело кончится. К тому же в финале количество сахара внезапно увеличивается в разы, после чего ручеек сладкой патоки выходит из берегов и устраивает настоящий потоп.
Поэтому не будь в фильме темы войны, «Клуб любителей книг» превратился бы в прелестную, но пустенькую мелодрамку. В стандартную любовную историю, вся сила которой – антураж и очарование «милой доброй Англии». Но для многих героев война еще не закончилась, она еще слишком близко, чтобы стать «вчерашним днем». Это дает «Клубу» необходимую глубину и не позволяет ему превратиться в очаровательную безделицу.
Правда, для тех, кто вырос на советских военных фильмах, оккупационные мытарства жителей Гернси могут показаться не слишком тяжелыми – что частично объясняется реальным положением дел. Дело в том, что на этих территориях немцы особо не зверствовали: Гитлер хотел показать британцам, что жить под его управлением можно. Тем не менее здесь тоже был голод и более двух тысяч человек были угнаны на работу в Германию. К тому же любая война – это всегда война, и герои фильма тоже дорого за нее заплатили.
И сумели выжить, никого не предав и сохранив свой маленький книжный клуб.