Рецензия на фильм «К звездам»
В рамках 76-го Венецианского кинофестиваля прошла премьера научно-фантастической драмы Джеймса Грэя «К звездам» c Брэдом Питтом в главной роли. Стоит отметить, что это далеко не первое сотрудничество кинематографиста и актера: продюсерская компания Питта Plan B занималась производством прошлого фильма Грэя «Затерянный город Z». Тогда тоже планировалось, что главную роль исполнит Питт, однако что-то пошло не так, и роль в итоге отошла Чарли Хэннему. Сама картина, впрочем, от этого ничего не потеряла.
В прошлом году Питту все-таки удалось выкроить место в расписании, чтобы подписаться на новый проект режиссера — драматическую историю об отношениях отца и сына, которая развивается на фоне масштабной природной катастрофы. Главный герой Рой Макбрайд пошел по стопам отца и стал астронавтом. Сам Макбрайд-старший сгинул почти тридцать лет назад: высокое начальство подписало его на загадочную миссию к Нептуну, изначально обреченную на провал. Отыскивая ответы на вопросы о бесследном исчезновении отца, Рой узнает неприглядную правду, смириться с которой будет не так уж просто.
Несмотря на масштабный размах, «К звездам» остается очень личной картиной: мысли главного героя отдаются эхом в холодном космосе. По сути, Рой Макбрайд — единственный самостоятельный персонаж фильма, в то время как все остальные больше похожи на статистов в его личной психодраме (более того, каст — Лив Тайлер и Томми Ли Джонс — служит своего рода отсылками к другим знаменитым фильмам о космосе). Так что в итоге новая работа Джеймса Грэя ощущается как долгожданный камбэк Брэда Питта, которого нам всем очень не хватало. И если в тарантиновской Америке 60-х ему даже трейлер пришлось делить с собакой (что говорить об общем хронометраже), то здесь ему одному принадлежит все звездное небо.
Рой, как и его отец, вырастает человеком чести и долга, замкнутым и неприступным, чей пульс никогда не превышает 80 ударов в минуту. И пока пропавший Макбрайд-старший остается для героя незримым объектом для подражания, далеким и неприступным идеалом, эта программа работает словно по часам. А вот как только Рой начинает осознавать «темную сторону» личности своего отца, он неожиданно заново открывает и самого себя. Его путешествие на другой конец галактики становится своего рода эмоциональным очищением на пути к принятию самого себя — и именно этот переход удается Грэю как визуально, так и драматически.
Джеймс Грэй — заядлый гость масштабных европейских кинофестивалей, работы которого, по негласной традиции, всегда принимают весьма прохладно, так что за несколько лет за ним закрепилась репутация чудовищно недооцененного режиссера, которого всегда оставляют без главного приза. В этом году фильм Грэя вновь не был отмечен в Венеции ни одной наградой — но мы уже знаем, что это не повод отказываться от просмотра.