Лучшие фильмы Венецианского фестиваля, не считая «Джокера»
С 28 августа по 7 сентября на острове Лидо прошел 76-й Венецианский кинофестиваль, который завершился неожиданным триумфом «Джокера» Тодда Филлипса. И пока весь мир с замиранием сердца ждет выхода фильма в мировой прокат, Time Out выбрал другие, не менее интересные картины прошедшего смотра, большая часть из которых, увы, осталась без наград.
«Брачная история», реж. Ноа Баумбах
Программа: Основной конкурс
Прокат: 6 ноября (Netflix)
«Брачную историю» смело можно назвать самым серьезным фильмом в творчестве Ноа Баумбаха на сегодняшний день. История непростых отношений нью-йоркской пары — актрисы Николь и театрального режиссера Чарли — показана сразу с двух перспектив: ее и его. Новая работа режиссера уже не так наивна и воздушна, как «Милая Фрэнсис» или «Мисс Америка», однако она не потеряла фирменного обаяния, которым наполнены все предыдущие картины Баумбаха.
С первых минут становится понятно: это будет очень грустное кино, и в финале нам обязательно разобьют сердце. Однако не стоит пускать слезу раньше времени — несмотря на гнетущую тему развода, под дирижерством Ноа Баумбака «Брачная история» превращается в один из самых светлых и поэтичных фильмов об угасании любви.
«К звездам», реж. Джеймс Грэй
Программа: Основной конкурс
Прокат: 23 сентября
Постоянный участник европейских фестивалей Джеймс Грэй привез в Венецию масштабную научно-фантастическую драму с тонким фрейдистским подтекстом. Брэд Питт сыграл астронавта Роя Макбрайда — героя-одиночку, который, не изменяя жанровым традициям, пытается спасти землю от неминуемой катастрофы и параллельно разыскать пропавшего отца. Опасная миссия на другой конец вселенной неожиданно оборачивается двухчасовым сеансом психоанализа, виртуозно снятым в декорациях бесконечного космоса. А Питт, сыгравший здесь практически соло, выдает один из самых сильных перфомансов за годы.
В конечном итоге «К звездам» — это нечто невыразимо большее, чем просто история о трансформации личности и обретении самого себя.
«Раскрашенная птица», реж. Вацлав Мархоул
Программа: Основной конкурс
Чешский режиссер Вацлав Мархоул снял, пожалуй, самый скандальный фильм минувшего Венецианского кинофестиваля, собравший целую коллекцию совершенно противоречивых отзывов. Экранизация романа польского писателя Ежи Косински о еврейском мальчике, оказавшемся в эпицентре Второй мировой войны, в первую очередь отпугивает своим откровенным шок-контентом. Без лишней патоки Мархоул разворачивает на экране историю, полную жестокости, насилия и убийств, заставляя зрителя то и дело нервно ерзать в своем кресле. При этом «Раскрашенная птица» — эмоционально сдержанное и очень молчаливое кино, выдержанное в холодной черно-белой палитре.
Многие ожидаемо будут обвинять Мархоула в смаковании пыток и эксплуатации темы войны, на деле же, «Раскрашенная птица» — непоколебимо честный в своей ярости фильм, который отказывается идти по пути минимального сопротивления.
«Молочные зубы», реж. Шеннон Мерфи
Программа: Основной конкурс
Австралийка Шеннон Мерфи стала второй женщиной-режиссером в конкурсе 76-го Венецианского кинофестиваля. Правда, в отличие от своей коллеги Хайфы Аль-Мансур («Идеальный кандидат»), Мерфи только делает первые шаги в мире большого кино.
«Молочные зубы» в целом довольно странный выбор организаторов: трагикомедия о смертельно больной старшекласснице, ее парне-наркомане и проблемных родителях куда больше подходит под формат условного «Сандэнса», чем для Венеции. Во многом именно по этой причине работу Мерфи многие восприняли весьма прохладно — а зря. «Молочные зубы» — трепетная и нежная картина о группе очень несчастных людей, пытающихся пережить одну большую эмоциональную травму. На помощь заурядному сюжету приходят отличные актерские партии, а скудность визуального ряда гармонизируют яркие цвета и неординарные образы главной героини.
«Прачечная», реж. Стивен Содерберг
Программа: Основной конкурс
Прокат: 18 октября (Netflix)
Один из самых интеллектуальных режиссеров планеты Стивен Содерберг снял смелый и ужасно смешной фильм о об офшорном бизнесе. Более трех лет назад публикация «Панамских документов» вызвала немало информационного шума — к скандалу с отмыванием денег оказались причастны звезды и даже мировые лидеры. К 2019 году об этой истории, правда, слегка подзабыли — чтобы всем обо всем напомнить, Содерберг ввел в сюжет двух обаятельных рассказчиков (Гэри Олдмен и Антонио Бандерас), призванных простым языком рассказать зрителям о сложных коррупционных схемах панамских офшоров.
Многие уже успели сравнить «Прачечную» с «Игрой на понижение», однако новая работа Содерберга получилась куда бодрее и изобретательнее оскароносного фильма Адама МакКея. Кроме того, «Прачечная» может похвастаться парой незабываемых камео и прекрасной Мэрил Стрип, которая в очередной раз метит в топы зрительских симпатий.
«Атлантида», реж. Андрей Васянович
Программа: «Горизонты»
В параллельной программе Венецианского кинофестиваля был представлен новый фильм украинского режиссера Андрея Васяновича «Атлантида». Действие картины разворачивается в не очень далеком будущем, когда киевские власти пытаются восстановить контроль над территорией Донбасса. Примечательно, что Васянович полностью отказался от работы с профессиональными актерами в кадре, набрав на их место обычных волонтеров и военных, участвовавших в операциях на востоке Украины.
«Атлантида», без сомнения, один из самых необычных проектов «Горизонтов». В декорациях постапокалиптического будущего Васянович показывает, что военная операция в Донбассе может привести к тотальному разрушению общества и окружающей среды, и дает недвусмысленные комментарии о политических событиях в его стране.
«Офицер и шпион», реж. Роман Полански
Программа: Основной конкурс
В конкурс 76-го Венецианского кинофестиваля попала и историческая военная драма Романа Полански. Это основанная на реальных событиях история о суде над Альфредом Дрейфусом, французским евреем, который был несправедливо обвинен в шпионаже в пользу Германии в 1894 году.
«Офицер и шпион» — неожиданно один из самых значимых фильмов в режиссерской карьере Полански, который в последние годы все чаще не оправдывал надежды кинокритиков. Это взвешенное, строгое и очень важное кино, которое обрастает новыми смыслами в эпоху популяризации фэйк-ньюс. При этом сложно не заметить определенную параллель между судьбой Алтфреда Дрейфуса и самого Полански.