Рецензия на фильм «Джокер»
Главным сюрпризом прошедшего Венецианского кинофестиваля стала победа «Джокера» Тодда Филлипса. Еще совсем недавно само наличие фильма по комиксам в официальном конкурсе вызывало массу недовольства: неужели Венеция решила построиться под голливудские стандарты? Тем не менее премьера «Джокера» на острове Лидо вызвала небывалый ажиотаж — гигантские очереди перед показом картины и громкие восьмиминутные овации после ее завершения говорили сами за себя. И все же никто до самого конца не верил, что жюри во главе с представительницей новой аргентинской волны Лукресией Мартель способно отдать главный приз фестиваля триллеру о становлении знаменитого клоуна-психопата. Победа «Джокера» стала символом начала новой вехи в истории фестиваля — массовое кино, наконец, перестало считаться персоной нон-грата и получило заслуженное признание.
Мрачный Готэм погряз в горах мусора, беззаконии и нищете. Артур Флек — клоун с бездонными глазами и фальшивой улыбкой на лице — трудится в скромном рекламном агентстве, втайне мечтая построить карьеру великого стэндап-комика. Каждый вечер он приходит домой, целует в лоб больную мать и смотрит по телевизору любимое шоу Мюррея Франклина. Даже беглого взгляда хватает, чтобы понять, что герой безнадежно одинок. Неконтролируемые приступы дикого хохота — последствия мозговой травмы — слабо способствуют коммуникации, а справка из психбольницы только ухудшает положение. День за днем маленький грустный мир Флека трещит по швам, выпуская наружу нечто совершенно дикое, необузданное и, без сомнения, крайне опасное.
Еще на этапе продакшена создатели «Джокера» ясно дали понять, что фильм не будет связан ни с комиксами, ни с кинематографической вселенной DC. Однако это не совсем так. В отличие от той же трилогии «Темного рыцаря» Кристофера Нолана, которая явно тяготеет к реализму, «Джокер» в первую очередь кинокомикс — вызывающе красочный и ужасно двухмерный, он вполне успешно задает серьезный тон, изображая драму, которой, по сути, не является. Персонаж Артура Флека лишен какой-то глубины и считывается за секунды, а сюжетные повороты слишком очевидны и наивны. Превращение из тихого психопата в клоуна-убийцу происходит буквально в два прихлопа, обоснование к нему существует скорее для галочки. Массовый общественный бунт, вдохновленный злодействами Флека, выглядит как красивый и бессмысленный маскарад.
При этом «Джокер», без сомнения, — настоящее торжество и одно из самых невероятных перевоплощений Хоакина Феникса. Для этой роли изрядно похудевший актер научился очень дико и страшно смеяться, месяцами наблюдая за мимикой психически больных людей. Большую часть фильма Феникс выступает соло, заряжая каждый кадр зловещей энергетикой. Наблюдать за такой техничной и выверенной игрой — настоящее, подлинное удовольствие. А вот сравнивать Джокера Феникса с персонажами Леджера и Николсона, пожалуй, бессмысленно — каждый из них играл на пределе возможностей, ограниченных сюжетом.
Под неусыпным предводительством Мартина Скорсезе, почерк которого чувствуется буквально в каждом кадре (попробуйте не узнать «Таксиста»), Тодду Филлипсу удалось снять совершенно беспрецедентное кино, которое определенно станет новым словом в жанре кинокомикса, но вряд ли покорит весь мир.