Все фильмы Пон Чжун Хо от худшего к лучшему
14 сентября исполняется 50 лет Пон Чжун Хо, одному из важнейших режиссеров современности. Это уникальный творец: он умудряется создавать картины, которые нравятся и взыскательной публике кинофестивалей, и массовому зрителю, и прокатчикам, и поклонникам авторских высказываний. Time Out разобрался, какие фильмы стоит смотреть однозначно любому начинающему киноману, а какие можно оставить профессионалам.
8. Сквозь снег (Snowpiercer, 2013)
В некоем будущем после глобальной катастрофы планета скована ледяным панцирем. Посреди снегов без остановки мчится последний оплот человечества — длинный поезд, внутри которого которого по-прежнему действует классовая сегрегация. И однажды бедняки, живущие в хвосте состава, решают пойти войной против элиты в головных вагонах.
Очень эффектный, исполненный отличными актерами (от брутального и бородатого Криса Эванса до любимца режиссера корейца Сон Кан Хо), «Сквозь снег» действительно отличный фильм — для одного просмотра. Для человека, снявшего «Паразитов», коммерческая антиутопия с прямолинейными аллюзиями выглядит слегка… мелковато?
7. Окча (Okja, 2017)
История дружбы маленькой девочки и немаленькой искусственно выведенной свиньи. Когда Окчу (так зовут зверушку) забирают ее создатели, то есть корпорация, в чьи планы входит обеспечить людей всего мира мясом животных из пробирки, главная героиня отправляется на другой конец света, чтобы вызволить свинку из мясоперерабатывающего плена.
Легкая, немного наивная, словно снятая по какой-то детской книжке, «Окча» идеально подходит для того, чтобы рассказать подрастающим детям, откуда берутся котлеты для гамбургеров. Идеальный фильм для Netflix (где он, собственно, и вышел), увлекательный, с отличными актерами (от Тильды Суинтон до Джейка Джилленхола), но без сильной идеи.
6. Токио! (Tokyo!, 2008)
Для этого киноальманаха Пон Чжун Хо снял одну новеллу: «Токиотрясение». Застенчивый гик-агорафоб влюбляется в разносчицу пиццы, и когда на следующий день узнает, что девушка оставила работу курьером, решается выйти на ненавистную ему улицу, чтобы разыскать свою любовь. Но там его ждет неприятный сюрприз, не говоря уж о внезапном землетрясении.
В этом коротком фильме режиссер собрал все возможные штампы о Японии: сейсмическая активность архипелага, культура хикикомори, «кавайные» девочки-японки. Получилось незамысловато, зато эффектно, смешно и даже трогательно, что нехарактерно для язвительно-сурового Пон Чжун Хо.
5. Вторжение динозавра (Gwoemul, 2006)
Недотепа Пак отдыхает со своей семьей на публичном пляже Сеула у реки, куда незадолго до этого вылили огромную партию токсичных отходов. Тем временем толпа на берегу собирается посмотреть на загадочного огромного зверя, что висит над рекой под мостом. А потом зверь срывается в воды, выбирается на сушу и начинает пожирать людей — и заодно похищает дочку Пака, любимицу семейства…
«Вторжение динозавра» стал для Пон Чжун Хо огромным успехом: самый кассовый фильм на момент выхода — его посмотрел, по статистике, каждый пятый житель страны (а значит, кое-кто посмотрел не один раз). В эффектную историю в духе «Годзиллы» режиссер вложил и экологическую повестку — берегите природу, или берегитесь потом сами.
4. Лающие собаки никогда не кусают (Peullandaseuui gae, 2000)
Молодой и довольно бесперспективный институтский преподаватель решает похитить собаку, что каждый день лает под его окном, дабы пустить ее на мясо и хоть немного поправить свое шаткое экономическое положение. На след преступника выходит мелкий соцработник, который решает во что бы то ни стал найти животное и наказать негодяя.
Дебют корейца удивительно точно перекликается с его последним на данный момент фильмом «Паразиты». Те же бедные люмпены, практически отбросы общества, по-своему неприятные, хотя и не лишенные обаяния, тот же социальный подтекст, тот же бытовой черный юмор. Можно сказать, что на своем первом фильме Пон Чжун Хо тренировался — хотя итогом тренировок стал не ученический этюд, а цельное кино.
3. Мать (Madeo, 2009)
Двадцативосьмилетнего парня с отклонениями в развитии обвиняют в жестоком убийстве школьницы и сажают в тюрьму. Единственным человеком, который не верит суду, оказывается его безымянная мать. Так как полицейские бездействуют, она сама берется за расследование, движимая лишь мудростью и любовью к сыну.
Кто-то в шутку назвал этот фильм сиквелом «Воспоминаний об убийстве»: точно так же полицейские сажают невиновного, так же не могут найти реального убийцу. Но «Мать» — это в первую очередь кино о материнской интуиции, которая зачастую оказывается сильнее любой человеческой логики. И о том, что правда порой бывает настолько страшна, что, может быть, лучше и вовсе о ней не знать.
2. Воспоминания об убийстве (Salinui chueok, 2003)
Два провинциальных детектива ищут маньяка, насилующего и убивающего женщин. Ну или если точнее — ищут того, кто хоть немного подходит под описание маньяка, чтобы засадить его и закрыть дело, которое все никак не складывается. И находят такого, выбивают из него признания самыми жестокими методами, сажают и успокаиваются. А убийства продолжаются…
Основанный на реальный событиях, «Воспоминания об убийсве» стал фильмом, давшим невероятный толчок к развитию поджанра неонуара, без которого невозможно себе представить современное кино. Он как минимум повлиял на «Зодиака» Финчера, как максимум — на структуру всех детективных сериалов современности, от «Лютера» до «Настоящего детектива». Но главное — это очень, очень страшное кино о человеческой беспомощности перед маленьким, но неумолимым злом, чье лицо может принадлежать кому угодно.
1. Паразиты (Gisaengchung, 2019)
Семейство Ким — представители социального дна корейского общества: зарабатывают сборкой упаковок для пиццы, воруют вай-фай у соседей и живут в грязном подвале, возле которого бродят пьяницы и бездомные. Но в один момент судьба дает им шанс: сына семейства приглашают преподавать английский в очень богатую семью. Так начинается экспансия Кимов.
Возможно, это лучший фильм 2019 года на данный момент — сложно вспомнить кино более складное, внятное, интересное и при этом глубокое, чем «Паразиты». Убрать из него социальную подоплеку — останется отличное жанровое кино с крайне неожиданным поворотом в сюжете. Убрать из него юмор и экшен — останется сильная проникновенная драма. Исчезнет и развлечение, и социальный подтекст — останется философское рассуждение о том, кто же все-таки они, паразиты в человеческом обществе.