10 лучших слэшеров, которые были до «Американской истории ужасов»
1980-е в американском кинематографе прошли под знаменем огромного количества малобюджетных фильмов ужасов, и в частности специфического поджанра — слэшеров (хорроры, в которых группу героев, чаще всего подростков, одного за другим убивает холодным оружием загадочный маньяк). 18 сентября выходит первая серия нового сезона «Американской истории ужасов», посвященного этому жанру — а мы вспомнили 10 культовых слэшеров 1980-х.
Хэллоуин (1978, реж. Джон Карпентер)
Оружие: нож
Снятый за довольно скромные по голливудским меркам 300 тысяч долларов, фильм классика американского кино Джона Карпентера («Нечто») принес создателям более 60 миллионов долларов и стал культурным феноменом. Образ Майкла Майерса, жуткого маньяка в белой маске, лишенного сочувствия к своим жертвам, взбудоражил умы американских зрителей. Майерс стал настолько популярным персонажем, что породил целую франшизу, последний фильм которой выходил в 2018 году. А сам фильм предвосхитил появление жанра слэшеров, которые получили свое название как раз из-за орудия убийства, которое использовал Майерс (англ. slash — резать, кромсать).
Мой кровавый Валентин (1981, реж. Джордж Михалка)
Оружие: кирка
Достаточно сказать, что это любимый слэшер Квентина Тарантино. В 2009 году фильм даже получил весьма неудачный ремейк, который мог открыть миру большого кино звезду сериала «Сверхъестественное» Дженсена Эклза (но нет). История о сошедшем с ума шахтере, чьи товарищи погибли от того, что двое других оставили свой пост и ушли на вечеринку в честь Дня Святого Валентина. И вот спустя много лет он возвращается, чтобы покарать тех, кто смеет веселиться в этот праздник. Довольно радикальный вариант для того, чтобы отметить 14 февраля, если вам надоели традиционные слащавые мелодрамы.
Кошмар на улице Вязов (1984, реж. Уэс Крэйвен)
Оружие: перчатка с лезвиями
Вторая успешнейшая франшиза в индустрии фильмов ужасов, создатель которой, легендарный хоррормейкер Уэс Крейвен, минимум трижды реформировал жанр, и один раз — именно историей о Фредди Крюгере (помимо «У холмов есть глаза» и «Крика»). Существует немалое количество культурных исследований, в которых фильм интерпретируют с самых разных позиций — например, как нашпигованный отсылками оммаж Фрейду и Юнгу. Но главное, что Крэйвен одним из первых научился стирать грань в кино между реальностью и выдуманным миром. И для первых зрителей «Кошмара на улице Вязов» эта граница размывалась порой и в реальной жизни — недаром Фредди Крюгером когда-то пугали детей.
Пятница 13-е (1980, реж. Шон Каннингем)
Оружие: разное, в частности, мачете
Как ни странно, даже Майкл Майерс и Фредди Крюгер не могут похвастаться такой популярностью, как еще один любитель масок — Джейсон Вурхиз. В некотором роде он стал двойником Майерса: такой же зловещий, лишенный эмоций и сочувствия к жертвам, огромного роста сверхъестественный маньяк, оживший, чтобы убивать подростков в лагере у Хрустального озера. Конечно, все эти чудовища, в первую очередь, воплощение самых примитивных человеческих страхов, но от того и самых пугающих. К слову, другой актер из «Сверхъестественного», Джаред Падалеки, также пытался выйти из порочного круга сериала благодаря одному из многочисленных ремейков «Пятницы 13-е» — и тоже не смог.
Техасская резня бензопилой (1974, реж. Тоуб Хупер)
Оружие: бензопила
Еще один прототип традиционных слэшеров, который, правда, не сразу вылился в франшизу: следующий фильм о Кожаном Лице и его семье выпустили спустя целых 12 лет, как раз на почве популярности этого направления. И если бы он стал «флагманом» наподобие «Хэллоуина», то поджанр скорее назвали бы «сойером» (от английского saw — пилить). Впрочем, в любом случае в 70-х звук ревущей бензопилы и маньяк в маске из человеческой кожи нервировали людей не на шутку. Хотя это орудие убийства и не стало таким популярным в классических слэшерах — слишком уж шумное, с таким не подкрадешься к подросткам, которые занимаются сексом.
Тихая ночь, смертельная ночь (1984, реж. Чарльз Селлье-младший)
Оружие: топор
В 80-х слэшеры были настолько влиятельным жанром, что даже отсутствие широкого проката не мешало многим из них собирать более чем приличные суммы. Так произошло и с этим фильмом: американскому обществу крайне не понравилась идея, что под Рождество на экраны выйдет фильм о свихнувшемся убийце, который, питая ненависть к празднику, одевается в костюм Санта-Клауса, берет топор и начинает убивать всех, кто под лезвие попадется. В итоге фильм выпустили всего на паре экранов, а окупился он уже после выхода на видеокассетах. Забавно, что с другим фильмом про резню на рождественские каникулы, предтечей слэшеров «Черное Рождество» 1974 года, ничего подобного не произошло.
Незнакомец (1981, реж. Джозеф Зито)
Оружие: вилы и армейский штык
Один из классических, но подзабытых ныне слэшеров, ставший таким же важным для развития жанра, как, например, «Мой Кровавый Валентин». Одной из характерных примет любого злодея в подобных фильмах, помимо орудия убийства, является и его маска, либо костюм (вспомните шляпу Фредди Крюгера). Маньяк в «Незнакомце» стоит особняком: он одет в военную форму, а лицо затянуто странной непроницаемой черной маской, которая делает его безликим и еще более пугающим. В сочетании с тем, что убийца — прошедший через войну ветеран, которого оставила любимая, его можно считать своеобразным ночным кошмаром тех девушек, что ждут своих мужчин из армии в окружении соблазнов.
Маньяк (1980, реж. Уильям Лустиг)
Оружие: нож и пистолет
Когда-то хорроры доходили до Каннского кинофестиваля — «Маньяк», который на момент выхода рассматривался скорее как жуткая драма с элементами крайней жестокости, заставлял зрителей выбегать из зала, зажав рот рукой. Это не удивительно: в один момент главный герой (он же антагонист) Фрэнк Зито — травмированный воспоминаниями о трудном детстве непривлекательный мужчина, живущий в окружении манекенов. В остальное время он снимает скальпы с женщин, чтобы таким образом восстановить связь с умершей матерью. В 2012 году вышел ремейк с Элайджей Вудом, который попытался дополнить идею погружения в сознание маньяка, показав мир его глазами в большинстве сцен (получилось хуже).
День дурака (1986, реж. Фред Уолтон)
Оружие: разнообразные ножи
Вышедший в один день с аналогичным по идее и настроению «Резня в школе», этот фильм поверг в шок блюстителей порядка и стражей морали. Дело в том, что маньяк в этом фильме убивает своих жертв, чтобы в конце произнести «С первым апреля!». И тут не совсем ясно, воспринимать ли этот фильм, как пародию на слэшеры, или как черную комедию, или же все происходит на полном серьезе. А финал и вовсе должен еще больше запутать зрителя. Безусловно, один из самых безумных хорроров 80-х, который сейчас особенно заслуживает достойного ремейка, дабы напомнить, как нужно удивлять зрителя.
Сожжение (1980, реж. Тони Мэйлэм)
Оружие: садовые ножницы
На самом деле, кино про подростков в лагере, которых убивает зловещий незнакомец, началось не с «Пятницы 13-е», а с «Сожжения», который в свое время был даже подрезан в некоторых особо жестоких эпизодах. Образ обезображенного в результате несчастного случая маньяка Кропси, орудующего садовыми ножницами (первое место в нашем рейтинге самых жутких средств для убийства!), стал нарицательным. Как минимум, с него отчасти был списан злодей в культовой видеоигре-ужастике Clock Tower, а сам фильм стал абсолютной классикой — он нещадно пародируется в комедийном хорроре «Последние девушки», который можно рассматривать как оду всему жанру слэшеров.