10 редких книг из магазина «Искусство кино»
На Садовом кольце на улице Земляной Вал, в помещении, где раньше находился вход в кинотеатр «Москино Звезда», уже более года работает книжная лавка журнала «Искусство кино». Ассортимент впечатляет: здесь собраны различные книги по кинематографу, искусствоведению и культурологии, некоторые из которых практически невозможно купить где–либо еще. Time Out составил список из 10 книг, которые стоит приобрести, пока их не купил кто–либо другой.
Сергей Эйзенштейн. «Yo. Мемуары» в двух томах
Книга включает в себя личные записи великого советского режиссера, которые он, вопреки запрету врачей, вел в 1946 году, находясь в Кремлевской больнице в Романовом переулке, где лежал после инфаркта миокарда. Вы не найдете в ней подробностей создания «Броненосца Потемкина» или «Октября», зато узнаете больше о том, какие мысли царили в голове Сергея Михайловича, о чем он переживал, что формировало его личность. В издание также влючены рисунки режиссера (некоторые из них скажут об Эйзенштейне больше любых слов!) и предисловие с комментариями от известного киноведа Наума Клеймана.
«Найди лесоруба #27. Дэвид Кроненберг»
Спецвыпуск журнала одноименного издательства посвящен творчеству знаменитого канадского режиссера, который снял такие шедевры мирового кино, как «Муха», «Видеодром», «Обед нагишом». Этот сборник статей (среди которых есть как написанные авторами журнала, так и переводы зарубежных) ставит перед собой цель вывести образ Кроненберга как своеобразного антрополога от мира кино, изучающего человека практически на биологическом уровне в своих фильмах. Читать стоит, даже если вас пугают его фильмы – вы хотя бы узнаете, почему это нормально.
«Румынская волна»
Тоже сборник статей от авторов журнала «Искусство кино» (Антона Долина, Нины Цыркун, Вероники Хлебниковой и других). Как нетрудно догадаться, он посвящен фильмам одного из самых любопытных явлений в кинематографе XXI века – расцвета румынского кино, начавшегося с фильмов «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу. Книга не содержит какой–либо ярко выраженной концепции (как и фильмы румынских режиссеров) – это своеобразный набор наблюдений, попыток осмыслить неожиданный культурный взрыв, случившийся в стране, которая до этого не так часто появлялась на карте мирового кинематографа.
Пол Кронин. «Знакомьтесь: Вернер Херцог»
Автор книги – знаменитый британский киновед, ранее писавший книги о выдающихся режиссерах второй половины XX века (Артур Пенн, Эррол Моррис, Роман Полански). Его новый труд посвящен творчеству одного из самых неутомимых исследователей мира – режиссера, сценариста, актера и вечного путешественника Вернера Херцога. По признанию автора, о великом кинематографисте существует столько легенд и слухов, что вычленить из них что-либо внятное и правдивое даже во время разговоров с самим режиссером не представлялось возможным. Именно эти трудоемкие попытки «сложить картинку» о Херцоге и составляют основу этой книги.
Леонард Молтин. «О мышах и магии»
Кажется, чтобы познакомиться с искусством рисованной анимации, книги лучше не найти. Легендарный советский режиссер Федор Хитрук (автор классического «Винни Пуха» и «Каникул Бонифация») перевел труд киноведа Леонарда Молтина на русский язык – при этом книга целиком посвящена именно американской анимации. Она охватывает весь период этого вида искусства, повлиявшего на мировой кинематограф и не только – от Уолта Диснея и Микки Мауса до Багза Банни и моряка Попая. Разумеется, увесистый том содержит огромное количество красочных иллюстраций – как же еще может быть с книгой про мультфильмы?
Лоранс Скифано. «Висконти: обнаженная жизнь»
Возможно, самая полная и подробная биография о жизни классика кинематографа, представителя «великой тройки» итальянских режиссеров (наравне с Федерико Феллини и Микеланджело Антониони). В жизни Лукино Висконти, представителя древнего аристократического рода, были не только кино, театр, балы и званые ужины. Из книги вы, например, узнаете о том, как знаменитый кинематографист попал в нацистский плен в период оккупации Италии, о том, что связывало его с великой Марией Каллас и через какие испытания пришлось пройти Алену Делону, чтобы заслужить дружбу графа Висконти. Читается не менее интересно и увлекательно, чем художественная литература.
Линдсей Андерсон. «Никогда не извиняйся»
Сборник текстов и статей, написанных Линдсеем Андерсоном, негласным лидером британского «кинематографа рассерженных молодых людей». Кроме съемок фильмов («Если…», «Эта спортивная жизнь», «О, счастливчик!») и театральных постановок, он прославился и как кинокритик и теоретик кино. В книгу включены статьи и отрывки из журналов Sequence, Sight & Sound, а также личные заметки Андерсона, посвященные размышлениям о сути кинематографа, искусстве режиссуры и влиянии кино на мир в целом. И поверьте – такой живой мысли и актуальности этой мысли вы, возможно, не найдете ни у одного из современных кинокритиков.
Пьер Паоло Пазолини. «Новая молодежь»
Крайне редкое и по-настоящему уникальное издание: перевод стихов классика итальянского кинематографа (следующего после Лукино Висконти), режиссера, писателя и поэта Пьера Паоло Пазолини, человека сложной и трагической судьбы, чье убийство до сих пор остается одним из самых загадочных преступлений XX века. Особенность книги в том, что вы видите не только «переводную» часть, но и оригинальный текст, написанный на фриульском наречии – уникальном диалекте, который Пазолини тщательно оберегал как наследие итальянской культуры и сокровище, чуть было не канувшее в лету во времена Второй Мировой войны.
Игорь Беленький. «История кино»
Совсем новая книга, которая предлагает свежий взгляд на все течения мирового кинопроцесса, от истоков фотоискусства до современности. Беленький – выпускник ВГИКа, киновед, педагог, автор более десятка книг и публикаций о Франсуа Трюффо, Мэрилин Монро и других деятелях киноискусства. Особенность книги в том, что она, в противовес основному классическому труду Кирилла Разлогова, представляет выборочный, менее системный, более «синефильский» взгляд на историю кино как соцветие множества очень разных явлений, событий и направлений. И, тем не менее, проистекающих одно из другого и обнаруживающих в себе неожиданные параллели.
Ролан Барт. «Третий смысл»
Маленькая, но крайне важная книга знаменитого французского философа и литературоведа, последователя школы структурализма. В нее входят три этапных труда, исследующих феномен фотографии как явления, находящегося в прямой зависимости от исторического контекста и человеческого восприятия. По касательной Барт также обращается и к кинематографу, пытаясь выяснить, что делает фильм, по его собственному утверждению, «фильмическим» – то есть таким, что невозможно выразить словами, а можно достигнуть лишь эмоциями, получаемыми из непосредственно изображения.