10 лучших шпионских фильмов последних 30 лет
В связи с выходом шикарного драматического мини-сериала Netflix «Шпион» с Сашей Бароном Коэном, Time Out решил вспомнить лучшие фильмы про шпионов, снятые за последние 30 лет.
И пока в современных шпионских боевиках и драмах снимаются безбашенные комики, известные своими сумасшедшими перформансами — заодно мастерски доказывая всему миру, насколько многогранен может быть талант настоящего актера — мы решили вспомнить классические фильмы, полные роковых страстей.
«Никита» (1990)
Люка Бессона часто называют циничным конъюнктурщиком, относящимся к фильмам как к товару, на который обязан клюнуть любой зритель. Но история о девушке (Анн Парийо), натренированной для работы на правительство, настолько наследила в поп-культуре последних 25 лет (американский ремейк с Бриджит Фонда, одноименный сериал с Питой Уилсон), что его достоинства и влияние глупо оспаривать. Бессон и четверть века назад знал, какую власть над зрителями имеет красивая женщина с пушкой на опасной работе, и с тех пор завалил кинотеатры вариациями этих образов – от Натали Портман в «Леоне» и Миллы Йовович в «Пятом элементе» до Зои Салданы в «Коломбиане» и Скарлетт Йоханссон в «Люси». Но вначале была «Никита».
«Правдивая ложь» (1994)
Явно устав от апокалиптичной серьезности «Терминатора», Джеймс Кэмерон позвал Арнольда Шварценеггера сыграть сражающегося с террористами шпиона, который перед женой и соседями изображает скучного продавца компьютеров. Джейми Ли Кертис в роли жены становится достойной напарницей Арни, что не может не сказаться на личной жизни супругов. На первый взгляд легкий, но на деле виртуозно сделанный шпионский боевик с чувством юмора, которое больше нигде у Кэмерона не замечено. Сочетание шуток на тему супружеского кризиса с по-голливудски дорогим насилием позже было не хуже повторено в «Мистере и миссис Смит». Учитывая, насколько такое кино нравится одновременно мужчинам и женщинам, странно, что сиквел, о котором уже много лет говорил в том числе и сам Кэмерон, так и не случился.
«Золотой глаз» (1995)
К середине 1990-х бондиана захирела, превратившись в формально сделанную смесь устаревших пропагандистских штампов и безжизненных стереотипов с глянцевым Тимоти Далтоном. «Золотой глаз» представил Бонда после холодной войны – Пирс Броснан сражался с русскими (злодейка Ксения Онатоп, ретроград-генерал Урумов, хакер Гришенко), но в итоге спасал хорошую русскую Наталью Симонову, а главным злодеем оказывался бывший коллега и соотечественник. Бонд середины 1990-х скорее оказывал помощь ослабевшей России, чем добивал ее, а бондиана начала новую жизнь и вернулась на вершины бокс-офиса.
«Жизнь других» (2006)
Очень похожая на правду, в отличие от голливудских триллеров, шпионская драма Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка о ГДР в 1984-м до падения Берлинской стены, история о служащем «Штази», который слишком увлекся своими профессиональными обязанностями, шпионя за неблагонадежными представителями театральной общественности. У фильма, взглянувшего на прошлое Восточной Германии из 2006-го, не было звезд и большого бюджета, но он стал международным хитом, потому что показанные в нем ценности понятны и русскому, и американцу (подтверждение этого – «Оскар» за лучший зарубежный фильм).
«Казино Рояль» (2006)
К середине нулевых бондиане снова понадобилась перезагрузка. Франтоватый красивый Пирс Броснан уступил место мрачному и далеко не смазливому Дэниелу Крейгу, и получился один из лучших фильмов всей бондианы. Брутальный Крейг преобразился благодаря костюмам Тома Форда, но фильм подкупает не только стилем, но и историей отношений агента 007 с Веспер Линд, которая, в отличие от своих предшественниц, погибает, а не спасается в объятиях Бонда — и именно поэтому остается в его памяти как опасная, но неотразимая фамм-фаталь. Не только один из лучших фильмов о Бонде и шпионах вообще, но и один из лучших экшнов в истории кино.
«Ультиматум Борна» (2007)
О франшизе про агента ЦРУ с амнезией, который пытается вспомнить свою жизнь, скрываясь от бывших работодателей, не зря говорят, что это и есть настоящий Бонд XXI века. К третьей части, снятой Полом Гринграссом, история о Джейсоне Борне (Мэтт Дэймон) стала только лучше – финал, в котором героиня Джулии Стайлз улыбается, догадываясь по намекам из теленовостей, что Борн остался жив, уже стал классикой и сделал появление четвертой части с Джереми Реннером вместо Дэймона совершенно необязательным. Бонда можно заменить, Борна, как выяснилось, – нет.
«Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011)
То же, что и с Борном: со временем «Миссия невыполнима», тянущаяся аж с 1996 года, стала только лучше. В последней, четвертой части есть все ингредиенты хорошего шпионского фильма: проверенный кассовым успехом международный секс-символ в хорошей спортивной форме Том Круз, взрыв Спасской башни, небоскреболазание в Дубае, шпионаж в Мумбае и романтическая история с якобы погибшей женой. «Протокол Фантом» собрал по миру почти 700 млн, став самой прибыльной частью франшизы – есть надежда, что при таком подходе к франшизе в целом пятая «Миссия», выходящая в августе этого года, будет не хуже.
«Нокаут» (2011)
Режиссерская карьера Стивена Содерберга беспрецедентна – он каждый раз обращается к новому для себя жанру и показывает, как нужно в нем работать. Сюжет «Нокаута» вторичен – агента (Джина Карано) подставляют коллеги, – но Содерберг прекрасно демонстрирует, что, когда восстанавливать справедливость берется разъяренная женщина, она это делает лучше любого мужчины (а в «Нокауте» собраны не последние – Юэн Макгрегор, Майкл Фассбендер, Ченнинг Татум, Антонио Бандерас и Майкл Дуглас).
«Шпион, выйди вон!» (2011)
Неспешная экранизация одноименного шпионского романа Джона Ле Карре, снятая Томасом Альфредсоном, настолько антиголливудская, насколько это вообще возможно. Гари Олдман играет агента, чьи услуги больше не нужны, которого снова нанимает правительство, подозревающее MI-6 в связях с КГБ. Любимые британские актеры – Колин Ферт, Том Харди, Джон Херт, Бенедикт Камбербэтч – разыгрывают драму так, что вспоминаются лучшие образцы жанра середины прошлого века.
«Самый опасный человек» (2014)
В третьем фильме известного фотографа Антона Корбейна, конечно, есть формальный криминальный сюжет – спецслужбы Германии и США интересуются наследством чеченского преступника, на которое претендует его нелегально сбежавший через Турцию сын (Григорий Добрыгин). Но фильм ценен другим – осознанием, что как бы ты хорошо ни работал, в мире большой политики и подковерной игры невозможно выиграть, и Филип Сеймур Хоффман (одна из последних работ актера) показывает этот тупик с душераздирающим отчаянием. На самом деле Корбейн снял самый «антишпионский» фильм, который только можно представить.