Куры, яйца и культурная морковь: 5 интересных арт-объектов проекта «Посмотрим выставку! или Культурный код ВДНХ»

Куры, яйца и культурная морковь: 5 интересных арт-объектов проекта «Посмотрим выставку! или Культурный код ВДНХ»

  25 сентября 2019
6 мин
Куры, яйца и культурная морковь: 5 интересных арт-объектов проекта «Посмотрим выставку! или Культурный код ВДНХ»

В год восьмидесятилетия крупнейшего выставочного комплекса в мире ВДНХ с 31 июля 2019 года по 12 января 2020 года на его территории работает экспозиция «Посмотрим выставку! или Культурный код ВДНХ». В рамках проекта представлены картины, инсталляции и предметы быта, созданные в период с 1930-х годов до наших дней, так или иначе отсылающие к образу ВДНХ. Time Out расскажет о концепции создания экспозиции и самых интересных арт-объектах, которые нельзя пропустить.

Экспозиция «Культурный код ВДНХ» открыта в павильоне № 67 «Карелия», расположенном на площади Дружбы народов. Здание, возведенное в 1954 году, является объектом культурного наследия федерального значения.

Павильон №67 Карело-Финской ССР, 1955 год. Источник: pastvu.com

На протяжении многих десятилетий ВДНХ служила источником вдохновения для художников, фотографов, кинематографистов и поэтов, поэтому, конечно же, в проекте принимают участие знаменитые российские художники, некоторые из которых уже достигли статуса классиков современного искусства.

Кирилл Светляков, куратор выставки, искусствовед, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи, считает, что ВДНХ, с ее богатой историей и культурой, может стать неиссякаемым источником вдохновения для современных деятелей искусства.

Арка главного входа. Фотография В. Гуменюк, 1958 год. Источник: pastvu.com

«ВДНХ, будучи одним из главных трансляторов советского мифа, побуждала посетителей к самому активному мифотворчеству, которое уже не поддавалось контролю со стороны официальной пропаганды. Смешение исторических стилей в оформлении павильонов стимулировали фантазию и провоцировали восприятие художественных феноменов ВДНХ в разных контекстах. В 1960-е годы, когда многие республиканские и сельскохозяйственные павильоны были перепрофилированы в отраслевые, получили новые фасады и новое оформление интерьеров, ВДНХ стала превращаться в гипертекст и обрастать смыслами, которые не закладывались изначально. Образы вступали в противоречия с названиями, слова и вещи могли не соответствовать друг другу, но все это казалось даже естественным в общем ансамбле или воспринималось как чудо среди прочих всевозможных чудес», — рассказывает Кирилл.

Выставка «Атом в мирных целях», фотография из журнала «Огонек» №31, 1959 год

Также куратор поделился концепцией создания выставки и ее тесной связи с современным искусством:

«Таким же "чудом" ВДНХ начала 1970-х годов стали выставки представителей неофициального искусства, которым не было места на других профильных площадках Москвы и Ленинграда. Впоследствии они обросли легендами и сформировали новый миф ВДНХ, которую в позднее советское время стали воспринимать как странное, "заколдованное место". Благодаря опытам художников-концептуалистов ВДНХ переводится из контекста сталинского соцреализма в контекст современного искусства и становится ресурсом для молодых российских художников»

Выставка «Советская культура»,1974 год, фотография Ю.А. Меснянкин, источник: pastvu.com

Композиция «Куры»

1989 год, автор Николай Панитков

«Куры», источник: архив Сергея Летова

«Куры» – живая картина, центром которой является дерево с пятью развешанными на его ветвях медицинскими халатами. Вокруг дерева расположились куры, их тоже пятеро. Возникает впечатление, что носители халатов превратились в птиц и могут свободно погулять. Разбегающихся кур можно воспринимать как метафору разбегающихся смыслов ВДНХ. По задумке автора, композиция отсылает к пирамидам из товаров и продуктов, которые демонстрировались в павильонах ВДНХ 1950-х годов.

Панитков — участник легендарной группы «Коллективные действия», стойкий подвижник и истинный апостол концептуализма, причем в самом эзотерическом и закрытом его изводе. Выставляется он очень редко.

Инсталляция «Тело труда»

2013 год, автор Диана Мачулина

Источник: vdnh.ru

Что такое труд для человека? Наказание, которого нужно избежать, или благословение? Должен ли человек стремиться к безделью или труд — это основной смысл жизни? Размышлениям на эту тему посвящена инсталляция «Тело труда», органично объединившая живопись, кино, поэзию и современное искусство.

Инсталляция Дианы Мачулиной по форме напоминает экспериментальные искусственные поля, которые демонстрировались в павильонах ВДНХ в 1950-е годы.

В Зале Растениеводства павильона Украинской ССР, фотография из архивов ВДНХ, 1954 год

Работа посвящена отношениям труда и отдыха в современной культуре, где рабочие часы сокращаются и часто имеет место неполная занятость. А в «идеальном» мире ВДНХ любая трудовая деятельность получала эстетическое оформление, благодаря которому она воспринималась как некая форма досуга.

Акция «Высиживайте яйца!»

1975 год, группа «Гнездо»: Виктор Скерсис, Геннадий Донской, Михаил Федоров-Рошаль

20 сентября 1975 года в Доме культуры ВДНХ открылась масштабная выставка художников-нонконформистов Москвы и Ленинграда. Одной из ее работ стала первая акция «Высиживайте яйца!» Скерсиса, Донского и Рошаля, которые впоследствии назвали свою группу «Гнездо».

Трое молодых художников, устроивших, возможно, один из первых в истории страны перформансов, исходили из контекста ВДНХ, где демонстрировалось лучшие породы животных, образцы техники и сельскохозяйственных культур. Таким образом, они связали художественную выставку с нехудожественным контекстом и представили искусство как некую общественно-полезную деятельность. 

Серия «Панорама»

2005 год, автор Ольга Чернышева

Источник: stella art foundation

Живописная серия создана по фотографиям и рисункам, которые Ольга Чернышева делала непосредственно в зале павильона «Круговая панорама» на ВДНХ. Киноизображение, воспроизведенное в живописи, получило другую жизнь во времени и пространстве. А комбинации образов или «кадров» напоминают работу памяти – с пробелами и смутными воспоминаниями.

«Круговая панорама» на ВДНХ, 1963 год. Источник: pastvu.com

Ольга Чернышева посещала павильон в конце 1990-х – начале 2000-х, когда многие пленки уже выцвели, часть кинопроекторов не работала, и круговая панорама не была полной. По словам самой художницы, в первую очередь ее удивило колористическое разнообразие выцветших пленок, что в результате и побудило к созданию живописной серии на тему остаточных образов «в голове».

Проект «Морковь культурная»  

2018 год, автор Елена Ковылина

Источник: vdnh.ru

В своих акциях и перформансах Елена Ковылина часто осуществляет интервенции искусства в жизнь. Нередко свидетели и участники действия до конца не осознают, что имеют дело с художником и сами участвуют в творческом процессе.  

Свой проект «Морковь культурная» Ковылина впервые показала в Москве весной 2018 года на Даниловском рынке. Экспозицию картин на тему овощей и фруктов Елена встроила в торговые ряды, сама стояла рядом в белом халате продавца и время от времени еще и писала новые картины разных форматов с фотографии на мониторе компьютера. Проект «Морковь культурная» не отсылает к ВДНХ напрямую, но сам принцип существования искусства в контексте других более практических сфер проводит параллель с сельскохозяйственной выставкой. 

Первый показ перформанса Елены Ковылиной «Морковь культурная», центральный рынок города Выкса, 2017 год


Выставка работает с 31 июля 2019 года по 12 января 2020 года ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 22:00.

Стоимость билетов для взрослых посетителей составит 300 рублей, для пенсионеров — 100 рублей, а в будние дни с 11:00 до 15:00 и каждое третье воскресенье месяца с 11:00 до 22:00 вход в экспозицию свободный для всех категорий граждан. Также вход на выставку бесплатен для школьников, студентов, членов Союза художников России, Союза фотохудожников России, Союза кинематографистов РФ, инвалидов, ветеранов ВОВ и членов многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет. Приобрести билеты можно на сайте ВДНХ.