10 французских режиссеров в самом расцвете сил
Кино Франции часто ассоциируется с корифеями и классиками: братья Люмьер, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль… Те из них, кто еще в здравии, как минимум достигли весьма почтенного возраста — Жан-Люку Годару в декабре стукнет 89. По случаю выхода в прокат нового фильма Арно Деплешена «Боже мой!» мы вспомнили 10 современных французских режиссеров, которых язык не поворачивается назвать старыми.
Гаспар Ноэ (55 лет)
Как ни удивительно, но режиссер «Необратимости», «Входа в пустоту», «Любви» и «Экстаза» — не только француз (хотя родом он из Аргентины), но еще и сравнительно молод. Хотя на самом деле Ноэ с нами уже довольно давно: еще до главного своего хита с Моникой Белуччи и Венсаном Касселем он снял короткометражный фильм «Падаль» и свой полнометражный дебют «Один против всех», которые, несмотря на участие в Каннском кинофестивале, чаще всего проходят мимо широкой публики. А начинал Ноэ как ассистент режиссера и телевизионный редактор.
Франсуа Озон (51 год)
Озон начал свой путь с короткометражного кино: первый фильм «Семейная фотография» он снял в 21 год в 1988-м (то есть работать он начал даже раньше, чем Ноэ). Так что его мы знаем уже давно и для нас он будет вечно молод. Но с тех пор Озон, конечно, повзрослел: от эксцентрики своих ранних жанровых картин («Криминальные любовники», «Молода и прекрасна», «Бассейн») он перешел к серьезным психодрамам («Франц», «Двуликий любовник»). А последняя его картина «По воле божьей» — это и вовсе полудокументальное журналистское расследование на манер «В центре внимания».
Бертран Бонелло (51 год)
Ровесник Озона, еще один провокатор, известный своими нарочито маргинальными фильмами. Его героями всегда становятся личности, так или иначе отвергаемые обществом — или сами отвергающие его: подростки-террористы, бунтарь Ив Сен-Лоран, порнограф, или героиня недавней «Малышки зомби»… Помимо создания кино, Бонелло преподает режиссуру в престижной французской киношколе La Femis, а также снимает рекламу.
Лоран Канте (58 лет)
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Класс» по роману Франсуа Бегодо, считающийся классикой современного французского кинематографа. У нас в стране Канте почему-то часто обходят стороной: кроме экранизации Бегодо, ни один фильм в прокат так и не взяли, хотя в активе режиссера — несколько призов из Венеции и две номинации «Особого взгляда» в Каннах. Найдите время и посмотрите «Класс» и «Мастерскую» — обе эти картины об учениках и учителях, в которых несложно увидеть аллюзии на человеческое общество в целом.
Робен Кампийо (57 лет)
Постоянный соавтор сценариев и монтажер фильмов Лорана Канте, а с недавнего времени — еще и самостоятельный режиссер. В частности, известен как автор фильма «Вернувшиеся», по мотивам которого позже сняли популярный во Франции сериал «На зов скорби» (вам наверняка известен его американский ремейк «Сотня»). Два последних фильма Кампийо, «Мальчики с Востока» и «120 ударов в минуту» — проникновенные гей-драмы, поднимающие вопросы нетерпимости на уровне, близком к ранним фильмам Гаса Ван Сента и Грегга Араки.
Гийом Кане (46 лет)
Вообще Кане в первую очередь известен как невероятно популярный у себя на родине актер, настоящий секс-символ наравне с Венсаном Касселем и Жаном Дюжарденом. Эта популярность позволяет ему браться за самые разные режиссерские проекты: в его активе камерный триллер («Как скажешь»), комедии («Маленькие секреты» и его сиквел) и рефлексивные драмы («Вечно молодой»). Но главный триумф Кане — хичкоковский детектив «Не говори никому», который по недоразумению (и к счастью) так и не обратили в плохой ремейк голливудские продюсеры.
Седрик Кан (53 года)
Кан известен на родине как режиссер неглупых кассовых картин, участник Каннского и Берлинского кинофестивалей. В перерывах между съемками он успевает работать как актер (например, в «Холодной войне» Павла Павликовского). В первую очередь, стоит отметить его картину «Роберто Зукко» об известном итальянском серийном убийце. Фильм номинировался на «Золотую пальмовую ветвь». Тем, кто хочет посмотреть что-то полегче, стоит приобщиться к мелодрамам «Давние любовники» и «Замечательная жизнь» (в последней, кстати, в главной роли снялся Гийом Кане).
Кристоф Оноре (49 лет)
Экс-кинокритик, писатель, театральный и телевизионный режиссер, а также ЛГБТ*-активист, знаменитый во Франции своим романом «Близко к Лео» о ВИЧ-инфицированном подростке. Известен также пристрастием к музыке — его киномюзикл «Все песни только о любви» номинировался на «Золотую пальмовую ветвь», а музыкальная комедия «Возлюбленные» открывала Московский международный кинофестиваль в 2012 году. Герои его фильмов — люди нестабильные, мечущиеся, постоянно в поиске себя и своего места в жизни. Поэтому в фильмах Оноре много экспрессии — как и в нем самом.
Квентин Дюпье (45 лет)
Кантен (более правильный вариант произношения имени) вообще не режиссер изначально, а электронный музыкант Mr. Oizo, который в кино пришел, судя по всему, больше ради смеха — и оказался, как гласит одна известная шутка, «пранком, вышедшим из под контроля». Фильмы Дюпье — это ниспровержение всех возможных штампов про авторское кино: в «Шине», например, главный герой — шина-убийца, за похождениями которой наблюдают посреди пустыни вечно голодные фанаты артхауса. Главный его хит — фантасмагоричная идиотия «Реальность». Пока что у него нет ни одной крупной награды — наверное, как раз потому, что он обожает издеваться над фильмами, которые эти награды получают.
Чан Ань Хунг (56 лет)
Самый необычный представитель французского кино, а если быть точнее — его специфического азиатского ответвления. Почему мы включили в список режиссера, большая часть фильмов которого так или иначе связана не с Францией, а с Вьетнамом? Как минимум потому, что он может позволить себе свободно говорить об истории родной страны как европеец (например, в фильме «Аромат зеленой папайи»). А еще потому, что Вьетнам — часть Индокитая, некогда существовавшей французской колонии, после развала которой часть населения эмигрировала во Францию. Одним из таких эмигрантов является и Чан Ань Хунг, выразитель настроений целого поколения людей.
*Признано Минюстом РФ экстремистским движением и запрещено