10 лучших ролей Василия Шукшина
Шукшин Василий Макарович — выдающийся российский писатель, актер, сценарист и режиссер. Его фильм «Калина красная» был показан в рамках программы отреставрированной классики на минувшем Венецианском кинофестивале, а 3 октября повторно выходит в прокат. 29 июля ему могло исполниться 90 лет. Мы вспомнили 10 наиболее выдающихся актерских работ Шукшина.
Два Федора (1958, реж. Марлен Хуциев)
Первая главная роль Шукшина — до этого он исполнял эпизодические роли в «Тихом Доне» Герасимова, в курсовой работе «Убийцы» Андрея Тарковского и Александра Гордона. Федор-большой, фронтовик, который завел дружбу с мальчиком-беспризорником, Федором-малым, цепляет одновременно простотой образа (само по себе провинциальное, чисто «русское», с грубыми чертами лицо Шукшина) и невероятной глубиной характера. Обаятельный, очень «теплый», настоящий отец, закаленный фронтовой жизнью — таков его герой.
Простая история (1960, реж. Юрий Егоров)
Одна из первых крупных ролей Шукшина — здесь он сыграл молодого возлюбленного главной героини, вдовы Саши. Позже она оставит его ради секретаря райкома. Между актерами и их персонажами моментально сложилась очень тесная связь: Мордюкова позже рассказывала о том, что Шукшин покорил ее сердце своей простотой и прямолинейностью. Она, правда, была замужем за Вячеславом Тихоновым, так что их химия не вышла за рамки фильма. Позже Мордюкова вспоминала Ваньку Лыкова, персонажа Шукшина, как «самую большую экранную любовь».
Когда деревья были большими (1961, реж. Лев Кулиджанов)
Номинант на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и первый драматический выход Юрия Никулина. Шукшин играет здесь председателя колхоза, который останавливает главного героя, Кузьму Иорданова, когда тот собирается уехать. Это второстепенная роль, но именно благодаря персонажу Шукшина фильм заканчивается благополучно. Он также был крайне важен для Леонида Куравлева, исполнившего одну из ключевых ролей в фильме: Шукшин жил с актером в одном доме во время съемок и сам, как председатель, мудрый и степенный, наставлял своего коллегу, как тому следует играть роль слесаря Леньки.
Три дня Виктора Чернышева (1967, реж. Марк Осепьян)
Шукшин всегда славился как мастер эпизодических ролей. В этом фильме он играет рабочего по фамилии Кравченко, который становится центром обсуждения на комсобрании рабочих цеха, решающих, как наказать парня за то, что нагрубил молодой практикантке. В этом небольшом, но крайне важном персонаже — вся суть Шукшина-актера: он добавляет глубины конфликту, показывая всю пустоту и бесполезность формальных собраний, в которых вынужден участвовать и главный герой Виктор Чернышев. Эпизод с Кравченко и его пламенный характер меняют мировоззрение протагониста и течение фильма.
Комиссар (1967, реж. Александр Аскольдов)
Один из лучших и самых трагичных фильмов в истории советского кино, единственная работа скончавшегося около полутора лет назад бывшего киноредактора Аскольдова. Здесь Шукшин и Нонна Мордюкова встретились на площадке снова: она в роли беременного комиссара Красной армии, он — в роли немногословного и сурового командира Козырева. Диалог между жесткой и беспринципной Вавиловой и таким же несгибаемым командиром — один из мощнейших в фильме: снова режиссер через глубину характера шукшинского персонажа раскрывает главную героиню, обнажая ее нежность и уязвимость, скрываемую за твердостью характера.
Мужской разговор (1968, реж. Игорь Шатров)
Одна из самых сильных ролей Шукшина, наравне с его персонажем из фильма «Два Федора». Он снова играет отца, и снова фронтовика: маленький Саша не понимает, почему его мать ушла из дома, а папа, закаленный в боях, но не в быту, не может просто сказать сыну, что она ушла к другому мужчине. Вот в таких ролях, простых и понятных каждому, лучше всего проявлялся талант Шукшина: таких людей мы видим каждый день, мы их знаем, они живут рядом с нами. Поэтому им проще всего сопереживать: в Николае Николаевиче есть бытовая искренность, понятная любому русскому человеку.
Печки-лавочки (1972, реж. Василий Шукшин)
Впервые, не считая своей дипломной короткометражной работы «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин сам играет в собственном фильме, причем главную роль. С виду может показаться, что в этой непритязательной истории нет ничего особенного: муж и жена едут в отпуск к Черному морю, по дороге вспоминая свой дом и оставленные там дела. Но, во-первых, никто, кажется, не мог сыграть шукшинских «деревенских» персонажей так, как сам Шукшин, которому хорошо знакомы манеры людей из глубинки. Во-вторых, в его герое чувствуется надрыв, свойственный самому Шукшину, вынужденному жить и работать вдали от родного и любимого им Алтая.
Калина красная (1973, реж. Василий Шукшин)
По мнению большинства зрителей и критиков, лучшая роль Василия Макаровича в его карьере. Егор Прокудин — сложный, многогранный персонаж: с одной стороны, уголовник, с другой — человек, который пытается встать на верный путь; с одной стороны, человек, который «не любит, когда плачут», с другой — сам по себе способный разразиться неподдельными рыданиями из-за дум о родной земле. Кто-то скажет, что это кино имени одного человека, но это не так. В свойственной ему манере Шукшин через своего героя раскрывает и подсвечивает всех персонажей фильма, превращая свой фильм во фреску о природе русского духа.
Они сражались за Родину (1975, реж. Сергей Бондарчук)
Последняя роль Шукшина — но не последняя, в которой он появился на экране. После того, как на съемках Василий Макарович скончался от инфаркта миокарда, фильм ожидаемо получил все лавры от зрителей и критиков, а сам Шукшин был признан лучшим актером по итогам года. Роль Петра Лопахина — одна из самых тонких в его карьере: в нем сохраняется фирменные шукшинская веселость и балагурство. Но в то же время за этими качествами ощущается огромный, очень серьезный жизненный опыт, который и позволяет Лопахину идти через войну, улыбаясь.
Прошу слова (1975, реж. Глеб Панфилов)
Последнее появление Шукшина на экране — как и в предыдущем фильме, его озвучивал уже другой актер. Роль маленькая, но крайне важная: с его персонажем, местечковым мелким драматургом, у главной героини фильма происходит диалог о том, насколько вообще может (и имеет право) писатель решать судьбы людей при помощи своих произведений. Может быть, режиссер Глеб Панфилов и не видел никого другого в этой роли: кто еще из знаменитых писателей того времени, с необходимым кинематографическим мастерством и природной убедительностью, смог бы защищать тезис, что творец — всегда властитель человеческих судеб?