10 скандинавских фильмов, переснятых Голливудом
26 сентября в прокат вышел «После свадьбы» — ремейк одноименного фильма-номинанта на «Оскар» 2006 года Сюзанны Бир с Мадсом Миккельсеном. Голливуд не в первый раз переманивает к себе истории и режиссеров из Дании, Швеции, Норвегии и других северных стран — например, сериал «Убийство», с которого началась карьера автора «Настоящего детектива» Ника Пиццолато. Time Out вспомнил 10 скандинавских картин, которые пересняли в Голливуде.
Интермеццо (Intermezzo, 1936, реж. Густаф Муландер)
Красивая шведская история внезапной любви Холгера, скрипача-виртуоза, и Аниты, которая дает фортепианные уроки его дочери. В 1939 году в Голливуде сняли ремейк, который не только фабульно повторил оригинал, но также и перенес в него Ингрид Бергман в роли пианистки (это была первая роль актрисы в США, после этого она и обосновалась в Штатах). Американский фильм получился более чувственным и раскованным.
Девичий источник (Jungfrukällan, 1960, реж. Ингмар Бергман)
Как ни странно, у Бергмана были не только экзистенциальные драмы, но и довольно жесткие триллеры — например, «Змеиное яйцо», или вот «Девичий источник», в котором группа бандитов истязает двух невинных девушек. Позже этот сюжет получит радикальное переосмысление в фильме «Последний дом слева» Уэса Крэйвена («Крик») и положит начало специфическому жанру хорроров о пытках.
Исчезновение (Spoorloos, 1988, реж. Джордж Слэйзер)
Нидерландская картина, ставшая классикой триллеров о похищениях: загадочным образом посреди белого дня пропадает женщина, а спустя три года некогда безутешный муж пропавшей получает письмо от предполагаемого похитителя. Сейчас концовка фильма уже мало кого может удивить и, возможно, даже покажется предсказуемой, но в свое время некоторые зрители настолько были шокированы увиденным, что голливудские продюсеры пригласили Джорджа Слэйзера снять ремейк — правда, в американском ремейке на пару с девушкой исчезла и фирменная нордическая суровость, которой был пропитан оригинал.
Ночной сторож (Nattevagten, 1994, реж. Уле Борнедаль)
Не самый выдающийся, но жанрово любопытный триллер хичкоковского толка родом из Дании рассказывает о студенте, который подрабатывает сторожем в морге и однажды на работе встречает орудующего в городе серийного убийцу с некрофильскими наклонностями. В оригинале протагониста играл звезда «Игры престолов» Николай Костер-Вальдау, а в ремейке, снятом тем же Борнедалем, его заменил Юэн Макгрегор. Если вы размышляете, какую из двух картин стоило бы посмотреть первой, не раздумывая выбирайте любую — они практически идентичны.
Бессонница (Insomnia, 1997, реж. Эрик Шeлдбьерг)
Классический «скандинавский нуар»: горы, фьорды, снег и кровожадные убийцы, не оставляющие следов. Позже фильм переснял Кристофер Нолан в США, и это тот случай, когда ремейк на голову выше оригинала — как минимум из-за смертельно уставшего героя Аль Пачино и неожиданно зловещего Робина Уильямса, раскрывшего новые стороны таланта.
Невидимый (Den osynlige, 2002, реж. Джоэль Бергвэлл и Саймон Сэндквист)
Немного наивная подростковая фэнтези-драма о парне, который после нелепой смерти оказывается заперт в мире духов вне своего тела. В основе лежит популярный на родине роман Матса Валя, но шведский оригинал ощутимую кассу создателям не принес — а американский и вовсе стал кассовым провалом, не окупив даже бюджет.
Интервью (Interview, 2003, реж. Тео ван Гог)
Картина праправнучатого племянника Винсента ван Гога, трагически погибшего от рук исламского террориста-радикала. Камерная драма, постепенно перерастающая в напряженный триллер с политическим уклоном рассказывает о журналисте, который пришел взять интервью у малоизвестной актрисы, но попал в довольно неожиданную и напряженную ситуацию. В 2006 Стив Бушеми снял ремейк этого фильма, в котором сам исполнил главную роль.
Братья (Brødre, 2004, реж. Сюзанна Бир)
Сразу два фильма датчанки Сюзанны Бир, ныне успешно работающей в Голливуде, получили ремейки: «После свадьбы» и драма «Братья», в которой сыграли местные звезды Ульрих Томсен, Николай Ли Каас и Конни Нильсен. В американском ремейке Джима Шеридана их заменили Тоби Магуайр, Джейк Джилленхол и Натали Портман — и надо сказать, что оба фильма одинаково хороши. Сохраняя сюжет о двух братьях, один из которых отправляется на службу, а второй остается жить с женой и ребенком брата, американская картина показывает зрителю совсем другой антураж и иные реалии.
Девушка с татуировкой дракона (Män som hatar kvinnor, 2009, реж. Нильс Арден Оплев)
Наверное, самый известный шведский фильм в мире по бестселлеру Стига Ларссона. Трудно сказать, что лучше: оригинал с Микаэлем Нюквистом и Нуми Рапас или же ремейк Дэвида Финчера с Дэниэлом Крэйгом и Руни Марой — периодически фильмы выглядят как покадровые близнецы. А вот американское продолжение получилось, мягко говоря, сильно хуже шведского оригинала.
Дурацкое дело нехитрое (Kraftidioten, 2014, реж. Ханс Петтер Муланд)
Когда вышел «Снегоуборщик» с Лиамом Нисоном, у поклонников оригинальной картины были сомнения: сможет ли Муланд, которого пригласили делать ремейк собственного фильма, не опошлить мрачное обаяние черной комедии со Стелланом Скарсгардом? История о мужчине, который верхом на снегоходе мстит наркоторговцам за убийство родного сына, легко могла потерять всю ее прелесть, а фирменная ирония могла превратиться в юмор в духе «Дэдпула». К счастью, получилось хорошо: не так смешно, как в оригинале, но Лиам Нисон в очередной раз доказал, что дорогу ему лучше не переходить.