Рецензия на фильм «Прачечная»

Рецензия на фильм «Прачечная»

Оля Смолина   2 октября 2019
3 мин
Рецензия на фильм «Прачечная»

В этом году программа Венецианского кинофестиваля не обошлась без фильмов стриминговых платформ: в основной смотр попали сразу две картины производства Netflix, еще одна была показана вне конкурса.

«Прачечная» Стивена Содерберга — уже второй проект режиссера, дистрибуцией которого занимается популярный онлайн-сервис. В январе Netflix также представил спортивную драму «Птица высокого полета», полностью снятую на iPhone. Как известно, руководство площадки в отличие от большинства крупных кинокомпаний, дает абсолютную свободу действий своим кинематографистам, не жалея бюджета на их творческие причуды. Возможно, именно по этой причине «Прачечная» получилась очень живым и смелым фильмом.

В основе картины лежит книга журналиста Джека Бернштейна, посвященная «панамскому скандалу» — делу об утечке 11,5 миллионов секретных документов, раскрывающих крупнейшие операции по отмыванию денег, к которым оказались причастны сильные мира сего: высокопоставленные чиновники, мировые политические лидеры, спортсмены и общественные деятели. За всеми грязными махинациями стояла фальшивая юридическая фирма под названием «Mossak Fonseca» (по фамилии ее создателей), собственно, ее штаб-квартира и базировалась в Панаме. При беглом взгляде на постер «Прачечной» можно заметить и родную двухсотрублевую купюру, добавленную, как выяснилось, больше для общего антуража — «русский след» всплывает в фильме мимолетно, не акцентируя на себе внимание.

Главная героиня «Прачечной» — простая американская пенсионерка Эллен в блистательном исполнении Мэрил Стрип — становится идеальным путеводителем по сложным коррупционным схемам панамских офшоров. Пытаясь получить компенсацию по страховке погибшего супруга, Эллен начинает свое собственное расследование. Рано или поздно оно приведет ее к далекому и экзотическому острову Панама — райскому приюту для двух пронырливых мошенников Юргена Моссека и Рамона Фонсеки (неожиданный актерский броманс Антонио Бандераса и Гэри Олдмана), которые, перевоплощаясь в рассказчиков, в обаятельной словесной обертке раскрывают зрителю все нюансы своего теневого бизнеса.

Содерберг явно посмотрел «Игру на понижение» Адама МакКея, и ему, без сомнения, очень понравилось. Однако «Прачечная» оказывается в тысячу раз наглее и зубастее оскароносной комедии об ипотечном финансовом кризисе. Пользуясь творческой вседозволенностью, Содерберг возвел в куб некоторые идеи МакКея, выстроив на экране настоящий аттракцион из бесчисленных звездных камео, абсурдных перевоплощений и нелепейших ситуаций.

С изяществом художника, добавляющего последний штрих к картине, режиссер разбивает четвертую стену и, в конце концов, смеется сначала над зрителем, а потом и над самим собой. «Прачечная» делится на целый ряд анекдотических мини-эпизодов, каждый из которых в разной манере раскрывает всю суть непростой и очень алчной человеческой натуры. Большую часть времени будет очень смешно, но в какой-то момент может стать страшно — не дай бог в этом зеркале увидеть себя.