Рецензия на фильм «Дождливый день в Нью-Йорке»
Несмотря на санкции американского проката и скандал с обвинениями в педофилии, мастер остроумной комедии Вуди Аллен продолжает снимать фильмы с завидной скоростью и постоянством. «Дождливый день в Нью-Йорке» — пример классического ромкома, казалось бы, устаревшего жанра, который на волне всеобщей ностальгии по 80-м вновь снискал любовь и расположение зрителей.
Так уж вышло, что выход новой картины Вуди Аллена совпал с активизацией феминистского движения #MeToo. Во всемирной паутине вновь всплыла история со скандальными обвинениями в сексуальном домогательстве, выдвинутыми бывшей супругой режиссера, актрисой Мией Фэрроу. Все происходящее самым печальным образом сказалось на производстве «Дождливого дня в Нью-Йорке», успевшего к тому времени собрать совершенно блистательный актерский состав: звезды нового поколения (Тимоти Шаламе, Селена Гомез, Эль Фаннинг) и всеми любимые актеры (Джуд Лоу, Ребекка Холл, Лив Шрайбер). Большинство из них впоследствии публично открестились от работы с режиссером. Подобным образом поступила и компания Amazon Studios, сдвинувшая дату проката на неопределенный срок, а потом и вовсе отказавшаяся показывать многострадальный фильм в американских кинотеатрах. Шансы увидеть новую работу нью-йоркского интеллектуала неуклонно приближались к нулю. И только через год «Дождливому дню в Нью-Йорке» удалось прорваться в европейский прокат — первой картину увидела Польша, за ней потянулись Греция, Испания, Италия, Нидерланды, а также Россия.
Главный герой фильма — студент колледжа по имени Гэтсби, подобно своему тезке из одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда принадлежит богемной тусовке, которая его ужасно тяготит. В попытке избежать очередного скучного вечера в компании родителей и их чересчур интеллигентных друзей Гэтсби гуляет по родному Нью-Йорку и придается мыслям о высоком. В это же время его подружка Эшли, вооружившись прытким журналистским пером, проникает в кулуары шоу-бизнеса с целью написать громкую статью для студенческой газеты. По привычной вудиалленовской формуле герои то и дело попадают в различные курьезные ситуации, все больше отдаляясь друг от друга и все глубже узнавая самих себя.
«Дождливый день в Нью-Йорке» — это квинтэссенция всего, что мы так любим в фильмах Вуди Аллена: интеллигентный юмор, обаятельные персонажи, любовно снятые нью-йоркские локации, многозначительная интертекстуальность. Нескладный Шаламе в роли типичного манхэттенского невротика у Аллена носит строгие джемперы, курит через мундштук, вальяжно играет на фортепьяно и совсем чуть-чуть поет. Розовощекая Фаннинг постоянно икает и крадет улыбки зрителей своей незатейливой и местами очень комичной игрой.
Конечно, главные герои — молодая пара со слабовыраженными признаками интернет-зависимости — ужасно далеки от современных тинейджеров. Тот же «айфон» мелькнет в фильме всего раз, и то будто для галочки. Создается впечатление, что режиссер в этой картине взрастил поколение, о котором мечтает — его персонажи дословно цитируют «Унесенных ветром», но вряд ли имеют профайл в «Тиндере». В то же время Аллен не забывает о современных тенденциях, периодически показывая язык радикальным феминисткам, так активно бойкотирующим его фильмы. На экране то и дело всплывают весьма недвусмысленные сцены, намекающие на многогранность непостоянной и весьма коварной женской натуры — Time’s Up такое вряд ли оценит.
По негласной традиции, среди кинокритиков принято ругать Вуди Аллена за бесконечные самоповторы и отсутствие творческого роста, однако самому режиссеру, десятилетия находящемуся в статусе «персоны нон грата», кажется, совершенно индифферентно чужое мнение — он уже давно снимает фильмы для себя и просто призывает зрителя разделить с ним удовольствие от просмотра.