7 режиссеров, поразивших нас после 70 лет
В кино идет новый фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке». Аллену скоро стукнет восемьдесят четыре, но не похоже, чтобы его творческая энергия хоть немного истощалась. Time Out вспоминает режиссеров, которые явно переосмыслили понятие «пенсионный возраст».
Вуди Аллен снял «Матч Пойнт» (2005) в 70 лет
На протяжении 1980-90-х Вуди Аллен, снявший один из главных стилеобразующих фильмов о Нью-Йорке «Энни Холл» еще в 1970-х и получивший за него «Оскар», пережил несколько периодов — серьезный «бергмановский» и комедийный «имени себя», где, как правило, он сам или похожий на него герой испытывал целый комплекс фрустраций, свойственных типичному американскому интеллектуалу.
И никто не ожидал, что в 70-летнем возрасте Аллен вдруг стряхнет с себя собственный культурный груз и снимет «Матч Пойнт», свежий нуар с убийством, интерпретацию «Американской трагедии» в современном Лондоне с новой музой Скарлетт Йоханссон, ставшей его героиней на несколько лет. С этого же фильма начался и «европейский» период Аллена — за Лондоном последовали Париж, Рим и Барселона.
Клинт Иствуд снял «Гран Торино» (2008) в 78 лет
Мало кто сделал такую кинокарьеру, как Иствуд. Начинавший в дешевых спагетти-вестернах в Италии актер постепенно стал экшн-героем в Америке и снял 28 фильмов, дважды получив «Оскар» за режиссуру.
И вдруг, вместо того чтобы купаться в лучах славы и тратить честно заработанное, он сделал фильм о старике, ветеране Корейской войны, взявшемся перевоспитать при помощи биты соседского подростка, укравшего у него машину. Иствуд снял это кино так, будто до него никто не снимал, — с яростью и полным отсутствием политкорректности.
Роман Полански снял «Призрак» (2010) в 77 лет
В 69 лет американский изгнанник Полански не смог присутствовать на награждении «Оскаром» за лучшую режиссуру своего собственного фильма «Пианист». Но через восемь лет 77-летний режиссер снял картину не хуже — жесткое описание политических интриг в Британии без всякого хэппи-энда. И хотя этот фильм не принес ему той же славы, что «Ребенок Розмари» и «Китайский квартал» в 1960-70-х, видно, что молодая энергия и злость никуда не делись.
Роберт Олтман снял «Госфорд Парк» (2001) в 76 лет
У умершего в 2006 году классика была неровная карьера: снимая по шедевру раз в 15-20 лет («MASH» 1970 года, «Игрок» 1992-го), он в промежутках между удачами делал часто совсем некоммерческие фильмы, которые не раз ставили его на грань банкротства.
Тем интереснее, что в 76-летнем возрасте, когда другие режиссеры готовятся получать «Оскар» за заслуги, Олтман снял детектив об отношениях гостей и прислуги в одном британском доме в начале 1930-х. И сделал это с таким мастерством и знанием профессии, что номинировался на семь «Оскаров». А вою награду за вклад в киноискусство он все же получил — за полгода до смерти в возрасте 81 года.
Мартин Скорсезе снял «Волка с Уолл-стрит» (2013) в 71 год
Начавшееся в 2004-м сотрудничество режиссера с Леонардо ДиКаприо уже к третьеей картине стало казаться скучноватым — пока живой классик не снял байопик брокера Джордана Белфорта. Насыщенная жизнь умевшего зарабатывать деньги из ничего героя получилась на экране не менее безумной — с опасными наркотрипами и сексом со свечой в заднице. Казалось, фильм снят не увенчанным всеми возможными лаврами режиссером, а энергичным талантливым новичком, который сейчас всем покажет, как нужно снимать кино (и показал — фильм номинировался на пять «Оскаров», в том числе и за роль ДиКаприо).
Фред Циннеман снял «Джулию» (1977) в 70 лет
О Циннемане, дебютировавшем в режиссуре в 23 года и с успехом снимавшем пять десятилетий, в том числе такую классику, как «Ровно в полдень» и «Отныне и во веки веков», рассказывают одну историю. Как-то знаменитого режиссера познакомили с молодым неопытным продюсером, который спросил его: «Могу я узнать, какие фильмы вы сделали?», на что Циннеман ответил: «Нет, давайте сначала вы».
Хотя Циннеман был олицетворением крепкого старомодного режиссера золотой эпохи Голливуда, в 70 лет, когда в Америке уже отшумели хиппи-движение и сексуальная революция, он снял кинобиографию драматурга Лиллиан Хеллман (ее сыграла Джейн Фонда), в которой довольно откровенно показаны многие стороны ее жизни, в том числе дружеские отношения с близкой подругой Джулией (Ванесса Редгрейв получила за эту роль «Оскар» — один из одиннадцати, на которые был номинирован фильм). И, кстати, именно в «Джулии» состоялся кинодебют Мерил Стрип.
Сидни Люмет снял «Игры дьявола» (2007) в 83 года
Через два года после того, как автору любимых фильмов из 1970-х «Убийство в Восточном экспрессе», «Собачий полдень», «Телесеть» и других вручили «Оскар» за заслуги перед кинематографом, знаменитый режиссер, не став почивать на лаврах, снял настолько бодрый триллер о двух братьях (Филип Сеймур Хоффман и Итан Хоук), чье ограбление родительского магазина пошло не так, что стало понятно: его по-прежнему интересует не написание мемуаров, а живые хлесткие истории — то есть не прошлое, а настоящее. Через четыре года Люмет умер, оставив после себя последний фильм, которым стоит гордиться.