5 книг нобелевских лауреатов, которые необходимо прочитать
Несмотря на то, что Нобелевская премия считается самой значимой наградой, имена ее победителей часто остаются неизвестны широкой аудитории, а уж их произведения — тем более. Time Out совместно с крупнейшим книжным сервисом MyBook составили подборку лучших книг лауреатов Нобеля за последние двадцать лет.
В 2018-м году Нобелевский комитет не вручал премию по литературе из-за громкого сексуального скандала в академии. Зато в этом году лауреатов целых двое: польская писательница и поэтесса Ольга Токарчук и австрийский писатель и драматург Петер Хандке. Главный роман Токарчук — «Бегуны»: за него она получила Букеровскую премию. Хандке известен в мире в основном как сценарист фильмов Вима Вендерса.
2004: Эльфрида Елинек (Австрия)
«За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы»
Елинек несколько раз намекала на то, что ее «Пианистка» — роман автобиографический. У читателей это вызывало шок, у критиков — восторг. Остается только гадать, какие чувства вызывает роман у самой писательницы (если она его вдруг перечитывает, конечно), потому что ее героиня, мягко скажем, своеобразная. Она живет с престарелой матерью (и, как верно подмечено в одной из рецензий, «слилась с ней»), преподает музыку, а в свободное время режет себя, ходит в кино на эротические фильмы, подглядывает за влюбленными и крутит очень странный роман со своим студентом.
О деталях, которые раскрывает Елинек, даже думать противно, не то, что читать. И читать «Пианистку» было бы действительно невозможно, если бы не удивительный слог писательницы, мелодика и слаженность текста, причудливые и невероятно поэтичные метафоры. Имея такой лингвистическо-музыкальный подарок, можно простить любые авторские извращения.
2006: Орхан Памук (Турция)
«За то, что в поисках меланхоличной души родного города нашел новые символы для столкновения и переплетения культур»
Самая поэтичная, самая символичная и самая турецкая книга Орхана Памука. Главный герой, журналист Ка возвращается в Турцию после двенадцати лет жизни в Германии. Если быть точнее, он не эмигрант, а политический изгнанник. И за эти годы он не только не растерял своего журналистского пыла и желания во всем докопаться до правды, но стал еще более активным.
Он отправляется в Карс, чтобы исследовать серию самоубийств юных девушек, ну и заодно встретить прошлую любовь. Однако после приезда в Турции выпадает снег, да в таком количестве, что Карс оказывается совершенно отрезан от внешнего мира. За три дня невольного заточения Ка встречается с самыми разными людьми от актера до исламского экстремиста и пытается осмыслить происходящее. Вместе со своим героем происходящее осмысливает и Памук, стремясь понять взаимоотношения современной Турции и Запада. В романе Памука очень много поэзии, национального колорита и любви: к людям, родной стране и жизни в целом.
2009: Герта Мюллер (Германия)
«С сосредоточенностью в поэзии и искренностью в прозе описывает жизнь обездоленных»
Имя Герты Мюллер — одно из самых ярких в современной немецкой литературе. Основные темы ее творчества: насилие, несвобода и память, индивидуальная и коллективная. Много произведений Мюллер написаны по личным воспоминаниям: например, ее известнейший роман «Сердце-зверь».
Главные герои: трое молодых людей, познакомившиеся после самоубийства общей подруги. Место действия: Румыния времен правления Чаушеску. Повсеместные запреты и контроль, страна-западня, из которой хочется, но не можется вырваться. Тоталитарный режим — больная и очень личная тема для Мюллер: она родилась в Румынии в немецкой семье, пережила травлю, депортацию матери и отсутствие работы (из-за сотрудничества с тайной полицией). Ее роман — это переплетение судеб, боль, гнев и искренний рассказ о проблемах, которые переходят из разряда личных в разряд общественных.
2015: Светлана Алексиевич (Белоруссия)
«За ее многогласное творчество — памятник страданию и мужеству нашего времени»
Пожалуй, самый неоднозначный лауреат Нобелевской премии. Одни называли ее главным гуманистом последних лет, другие — тенденциозной охотницей за наградами. Одни восхваляли ее книги, признаваясь, что лучшей документальной прозы мир не видел со времен Адамовича и Гранина, другие называли все ложью от первого до последнего слова. Как бы то ни было, в 2015 году Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию, став одним из немногих русскоязычных писателей, удостоенных этой награды, и первым взявшим ее белорусским автором.
«Цинковые мальчики» были написаны в 1989 году и посвящены Афганской войне. В книге собраны воспоминания участников войны: солдат, врачей, матерей и жен. Они дают свое непосредственное видение событий и рассказывают, как Афган повлиял на их жизнь. За откровенные личные истории и критику советской власти книга Алексиевич нередко осуждалась за клевету и искажение образов солдат.
2017: Кадзуо Исигуро (Великобритания)
«Исигуро в романах великой эмоциональной силы открыл пропасть под нашим иллюзорным чувством связи с миром»
Учитывая, что про главный роман Исигуро, «Остаток дня», написано уже очень много, хочется обратить внимание на другую его книгу — «Не отпускай меня». Действие происходит в антиутопической Британии конца XX века. В Хейлшеме — престижной школе-интернате живут молодые люди. Они воспитываются там с самого раннего детства, учатся, дружат, влюбляются, чтобы однажды уйти из Хейлшема и стать живыми донорами. Все учащиеся интерната — клоны, чьи органы потом пересадят другим людям. Сначала это подавалось под видом благородной идеи: мол, после войны много больных людей, нужно создать для них помощников, живых поставщиков здоровья.
Исигуро поднимает в своем романе важные темы вседозволенности, свободы воли, социального неравенства и задает главный вопрос: можем ли мы распоряжаться чужими судьбами, даже если думаем, что это пойдет всем во благо?
MyBook дарит 2 недели бесплатного чтения новым пользователям. Активируйте промокод NOBEL – читайте и слушайте любые из 250 тыс. электронных и аудиокниг.