Галла Грибановская и Сергей Колмогоров: «Мы ищем идеи и креатив»
Когда вы начали работать вместе?
Галла: Творческий союз «Дважды два» появился несколько лет назад в Петербурге, нашим первым проектом стала серия коллажей «Экзотика», посвященная Востоку. В прошлом году буквально за месяц до того как стартовал первый сезон «Арт-Полигона», мы выставляли эти работы здесь, в Омске, в арт-галерее «Квадрат».
Сергей: Коллажи создавала Галла, за мной была техническая сторона вопроса, компьютерная обработка, мультимедиа: по сути, я исполнитель идей, которые она производит. Еще в 2000 году мы приезжали в Омск, пытались найти место, чтобы показать «Экзотику», но тогда город был к этому просто не готов.
Но вас это не остановило?
Галла: Мы занимаемся очень разными вещами, это был только один из проектов, поэтому мы и не думали останавливаться: сделали, отложили, перешли к следующему, — кстати, все это и сегодня актуально.
Сергей: Наши работы не зависят от времени, некоторые вещи с возрастом начинают смотреться все лучше и лучше. Благодаря спецэффектам многие детали утрированы или сделаны заведомо небрежно. Ультрамодное техническое оборудование еще не означает, что в результате мы получим предмет искусства. Хорошую камеру сегодня могут позволить себе многие, но не каждый становится художником. Мы специально уходили от этого, пытались добиться того, чтобы снимки как можно меньше были похожи на обычную фотографию.
Почему от формата персональных выставок перешли к глобальным проектам?
Галла: Выставлять то, что мы делаем вдвоем, стало уже неинтересно, хотелось привлекать к участию и других художников, общаться и делать что-то вместе — так появилась идея «Арт-Полигона». Акцент мы делаем на молодых художниках, которые только-только начинают, профессионалов приглашаем дозированно.
Как восприняли проект «Арт-Полигона» омские художники?
Галла: По-разному. Кто-то восторженно вливается в творческий процесс, кто-то пугается, кто-то не знает, что такое хеппенинг, видеоарт, или не может понять, что означает «актуальное искусство» вообще.
А как вы его определяете?
Сергей: На мой взгляд, заниматься поиском «сибирской идентичности» уже неактуально. Ну сколько можно, честно говоря? И миф о «сибирском археавангарде» слишком преувеличен. Пусть особо зацикленные на археологии художники занимаются поисками понимания сути духовных начал далеких предков, возможно, это важно для истории, но мне интересно новое время, то, в котором мы живем.
Какие работы вы отбираете?
Галла: У нас никто не учит молодежь работать с пространством, организовывать инсталляции. Одни подходят к проекту «Арт-Полигон» как классической выставке, начинают всерьез думать о материалах, рамках, но для нас все это не главное. Мы ищем идеи и креатив. Другие оказываются чересчур практичными, и, понимая, что работы, сделанные для нас, они потом вряд ли смогут выставить еще где-то, отказываются участвовать совсем.
Сергей: Иногда мне кажется, что мы идем абсолютно в другую сторону, потому что понятие «актуальность» в Омске рассматривают абсолютно консервативно.
Галла: Но я думаю, что продолжать все равно надо, чем сильнее расшатываешь общество, тем больше потом отдача. Здесь не требуется качества и пафоса, объекты актуального искусства — это не музейные экспонаты.
Сергей: Как говорит наш друг фотохудожник Олег Деркунский: «Если у нас в Омске вдруг появится на набережной двухметровая пластическая скульптура Чебурашки или Микки-Мауса, можно будет говорить, что мы чего-то добились и актуальное искусство пришло в наш город». Восприятие у людей вмиг изменится.
У «Арт-Полигона» будет третий сезон?
Галла: Обычно нашу выставку покидают очень воодушевленными — кажется, ребята горят желанием что-то сделать, и важно, чтобы оно не пропало у них до следующего года.
Удается ли открывать новые имена?
Сергей: Конечно, в фотографии это Владимир Патышев, работающий в технике монокль, в жанре мультимедиа — Максим Бабиков, а также Алина Рацина и Надежда Семенова, в живописи — учащийся ОмГПУ Илья Потапов.
Чем еще занимаетесь?
Галла: В прошлом году планировали устроить в Омске первую концептуальную елку, приехали осенью, начали приготовления, но время проведения постоянно сдвигалось по независящим от нас причинам, а когда выяснилось, что в лучшем случае это событие может состояться весной, мероприятие пришлось отложить.