Рецензия на фильм «Арахисовый сокол»
Зак, парень с синдромом Дауна, бежит из дома престарелых. Судьба сводит его с Тайлером — также бродягой в бегах. Он видит в смешном парне продолжение себя из прошлого в настоящем. Два незнакомца сближаются и отправляются в путь-дорогу, а за ними по пятам следует Элеанор, сиделка из дома престарелых, которой нужно вернуть Зака обратно в его уютную клетку, а также два экс-коллеги Тайлера, которым он серьезно насолил.
Все доброе, хорошее и вечное нуждается в постоянном пролонгировании, хотя всегда есть риск удариться в фальшивую сентиментальность и назидательность, смахивающие скорее на желание казаться проповедником, нежели на самом деле им быть. Программа кинофестиваля «Сандэнс» этим добрым кино ежегодно пополняется, и некоторые из фильмов доходят до широкого зрителя. Одним из таких был «Маленькая мисс Счастье», продюсеры которого занимались и «Арахисовым соколом».
Но типичный для «сандэнсовского» кино сюжет оказывается чересчур нарочит. Нам навязывают тот факт, что Зак и Тайлер — родственные души: последний буквально за несколько минут меняет раздражение на симпатию и едва ли не отеческие чувства к парню, которого вообще не знает и с которым его объединяет лишь то, что они оба — беглецы. При всем желании не найти ни одной сцены до того, которая объясняла бы неожиданную метаморфозу в отношениях этих двух персонажей. И такие внезапности происходят в «Соколе» подозрительно часто.
Нетрудно защищать фильм, где фигурирует персонаж с синдромом Дауна, — а того, кто будет искать подвох в этой истории, легко обвинить в бесчувствии, подобно всем тем, кто обижает Зака. Но в декларировании гуманности есть свои минусы: такой фильм вряд ли поможет тем, кто в реальной жизни испытывает трудности в коммуникации. Зато манипулировать зрителем становится очень легко, и временами кажется, что авторы «Арахисового сокола» просто не удосужились добавить героям хоть сколько-то реалистичной мотивации. Потому что на самом деле сказать, кроме как «люби ближнего своего», нечего.
И это вдвойне обидно потому, что у фильма есть все для того, чтобы преподнести предлагаемое роуд-муви как состоявшуюся и красивую историю о дружбе. Есть декорации одноэтажной Америки, в которых разворачивается действие — невероятно колоритные. Есть отличные комедийные ситуации, которые реально работают, — иногда тянет искренне и громко смеяться, даже если понимаешь, что вот сейчас тобой нагло манипулируют.
Кроме того — прекрасный каст. Шайя ЛаБаф действительно очень большой и интересный актер, который со временем может вырасти из своих дурачеств в большого красивого артиста уровня Леонардо ДиКаприо. Зак Готзагген в роли Зака вряд ли выйдет из амплуа характерного актера, но с ним он справляется блестяще. Только про Дакоту Джонсон сказать то же самое сложно — в ее героиню поверить так и не удается. Она как будто просто выполняет функцию поддержания красоты в кадре, которая в такой истории просто необходима.
Несмотря ни на что, от «Арахисового сокола» остается какое-то удивительно стойкое разочарование. Вроде бы в этом фильме есть все, чтобы полюбить его всем сердцем, но — не можешь. Возможно, играет роль разница менталитетов: для жителей фешенебельных американских мегаполисов сказка о путешествии двух закадычных друзей по захолустью США кажется диковинкой и едва ли не социальной драмой. А добросердечная Элеанор, которая как раз «получила образование в большом городе», но помогает обрести свободу двум оборванцам, как бы становится мостиком между двумя разными мирами. Но в России слишком хорошо известно, что такое окраина, бедность и когда ты никому не нужен, кроме неожиданно подвернувшегося доброго незнакомца. Тут только лишь схематичной спонтанной добротой бомжеватого скитальца и красавицы-хорошистки не откупишься.