10 фильмов, на которые повлияла «Матрица»
14 октября исполнилось 20 лет с момента выхода легендарной «Матрицы» — сейчас картина повторно выходит в прокат, в том числе и в России. Без преувеличений, кино, повлиявшее на весь мировой кинопроцесс — Time Out вспомнил 10 примеров такого влияния
Экзистенция (eXistenZ, 1999, реж. Дэвид Кроненберг)
Трудно сказать наверняка, оказало ли непосредственное влияние творение братьев Вачовски на конкретно этот фильм великого канадского режиссера (как-никак они создавались почти одновременно). Хотя то, что Кроненберг относится к «Матрице» с большим пиететом, несомненно: ее отголоски проявлялись, как минимум, в «Космополисе«. Но сама идея компьютерной игры, которая заменяет людям реальную жизнь, коррелирует с сюжетом Вачовски напрямую, а кое-кто даже находятся очевидные параллели (даже подключение к игре происходит почти аналогично — через био-разъем на теле).
Эквилибриум (Equilibrium, 2002, реж. Курт Уиммер)
В разное время из «Матрицы» заимствовали не только концепцию виртуальной реальности. Любителей визуала всегда привлекала и сама стилистика фильма: кожаные плащи, латексные костюмы, стрельба с двух рук в моментально ставшем модным slo-mo. Попыток сыграть на одном поле и сделать зрелищный боевик со сложной хореографией было много, и чаще всего они заканчивались неудачами, — но у «Эквилибриума» получилось: в узких кругах он стал столь же культовым, а по части постановки перестрелок в чем-то даже превзошел фильм Вачовски.
Суррогаты (Surrogates, 2009, реж. Джонатан Мостоу)
«Матрица» породила и множество подражаний и вариаций на тему жизни человека в других ипостасях. Фильм «Суррогаты» вышел незадолго до «Аватара», и явно стремился по-своему переосмыслить ту же идею. Мир будущего, в котором люди давно перестали коммуницировать друг с другом в реальной жизни и изобрели для этой цели человекообразных андроидов, которых в какой-то момент начинает убивать загадочный убийца — вместе с их «носителями»-людьми. «Суррогаты» — отличный пример того, что будет, если идеи «Матрицы» низвести до чисто прикладного характера: эффектный, но не слишком умный боевик с Брюсом Уиллисом.
Начало (Inception, 2010, реж. Кристофер Нолан)
Можно возразить — мол, идея фильма пришла в голову Нолану очень давно, и «Матрица» тут ни при чем. Но трудно не согласиться с тем, что параллелей между фильмами — миллион: эффектное слоу-мо, хитросплетения из реальности, снов и снов внутри других снов… Чем не та же самая «дымка поверх глаз», которую стремились рассеять члены экипажа Навуходоносора? Вполне возможно, что именно финал (как теперь выяснилось, предварительный) истории об Избранном побудил Нолана вернуться к своей старой идее и реализовать ее — люди уже были готовы к такому сложному кино.
Метропия (Metropia, 2010, реж. Тарик Салех)
Иллюзия нормальности окружающего мира, за которой скрывается плохо прикрытая разруха реальности — самый распространенный сюжет для антиутопий, критикующих капиталистический уклад жизни. Одним из таких фильмов был «Бойцовский клуб», и таким же стал анимационный артхаус «Метропия» — разве что в слогане «Интриги, хаос, мыло» последнее слово можно заменить на «шампунь». Обыденный день самого обыкновенного человека становится неординарным после того, как он встречает загадочную девушку и начинает слышать голос, говорящий, что окружающая его идеальная Европа 2024 года далеко не столь идеальна.
Исходный код (Source Code, 2010, реж. Дункан Джонс)
Если в «Матрице» Нео довольно быстро узнавал правду о том, как устроен мир вокруг него, то с главным героем этого фильма, капитаном Колтером Стивенсом, все не так просто. Он раз за разом оказывается в теле другого человека за восемь минут до взрыва поезда, в котором тот находится, пока не узнает, что стал то ли добровольным, то ли подопытным участником экспериментальной программы «Исходный код». Несмотря на то, что по жанру фильм сына Дэвида Боуи — это чистый фантастический триллер, в нем есть любопытная идея о том, что технологии однажды смогут телепортировать человека в чужую жизнь, и потом попробуй из нее выбраться.
Меняющие реальность (The Adjustment Bureau, 2011, реж. Джордж Нолфи)
Однажды Уроборос должен был укусить себя за хвост: книгу «Меняющие реальность» написал Филипп К. Дик, один из главных вдохновителей братьев Вачовски, на произведения которого они опирались, создавая «Матрицу». Вышедшая в 2011 году экранизация при этом подражала культовому фильму изо всех сил: избранный узнает, что все вокруг движется по алгоритмам, за выполнением которых следят загадочные Корректировщики, внешне похожие, конечно же, на агента Смита, разве что в пальто и шляпе. Правда, в отличие от «Матрицы», фильм Джорджа Нолфи реальность изменил не столь радикально и уж точно не столь ощутимо.
Теорема Зеро (The Zero Theorem, 2013, реж. Терри Гиллиам)
Если уж кто-то однажды и должен был сделать свою «Матрицу», так это главный антиутопист современности, неугомонный порицатель машинизма Терри Гиллиам. Его предпоследний на данный момент фильм убедительно доказывает, что в погоне за технологическим совершенством человек запросто может потерять себя в виртуальном мире. Это чуть не случилось с компьютерным гением Коэном Летом, который в путешествиях по Сети что-то упустил, какую-то частицу себя, и теперь ищет ее, лавируя в потоках киберпространства. Если по ту сторону кабеля и есть место для человеческой души, то она рискует там навсегда и остаться — вот главная мысль «Теоремы Зеро».
Сигнал (The Signal,2014, реж. Уильям Юбэнк)
Пропущенный в свое время многими, на деле крайне любопытный и неординарный фантастический триллер, у которого гораздо больше параллелей с «Матрицей», чем кажется на первый взгляд. Загибаем пальцы: хакеры, серверы и измененная реальность, в которую попадают главные герои, посетив загадочную сторожку посреди леса; нетонкие намеки на то, что все, что они знали до этого — неправда; а главного злодея, местного Морфеуса, ведущего героев к осознанию жуткой истины, играет Лоуренс Фишберн. Плюс угроза явно внеземного происхождения, которая незаметно подмяла под себя фрагмент привычной системы, частью которой являются главные герои.
Превосходство (Transcendence, 2014, реж. Уолли Пфистер)
Жаль, что, вопреки амбициозным планам, режиссерский дебют оператора Кристофера Нолана, вдохновившегося съемками «Начала», вышел довольно невнятным, несмотря на отличную идею. Гений виртуальных технологий Уилл Кастер мечтает создать идеальный компьютер, способный вобрать в себя все знания в истории человечества. После внезапной гибели Уилл сам становится частью этого наследия, но, оцифрованный в киберпространстве, стремится подчинить себе вообще все, движимый неуемной жаждой власти. Собственно, что мешает нам однажды, оказавшись в мире, где любой человек может превратиться в фрагмент кода, оказаться навсегда встроенными в безжизненный сетевой мир, управляемый гениальным цифровым тираном?