8 лучших фильмов Энга Ли
23 октября исполняется 65 лет Ли Аню, он же Энг Ли — выдающемуся режиссеру, визионеру и новатору, успевшему поработать и на родине в Таиланде, и в Голливуде. Будучи лауреатом трех премий «Оскар», обладателем пар «Золотых Глобусов», «Золотых медведей» и «Золотых львов», Ли считается почтенным автором кино. Time Out выбрал 8 наиболее примечательных картин режиссера.
Свадебный банкет (1993)
Удивительно, но один из самых титулованных режиссеров современности после успеха первых студенческих фильмов (кстати, с ним в киноуниверситете учился другой знаменитый Ли — Спайк) был безработным около шести лет. После этого известность в фестивальной среде ему принесла картина «Толкающие руки», а следующий фильм, «Свадебный банкет», получил номинацию на «Оскар» и первый приз Берлинского кинофестиваля. Это второй фильм из так называемой «отцовской трилогии» Ли, в которой он анализировал изменившуюся роль отцовства в современном китайском обществе. Здесь — на примере экстравагантной ситуации, когда к заключившему фиктивный брак гею приезжают его родители для проведения брачной церемонии.
Ешь, пей, мужчина, женщина (1994)
Энгу Ли близка тема судьбы иммигрантов с Востока, живущих в Америке — он сам столкнулся с трудностями самореализации и безработицей, поддерживаемый лишь своей женой, успешным биологом Джейн Лин. Отношения мужчин и женщин в глобализированном азиатском обществе — ключевая тема заключительного фильма «отцовской трилогии», который тоже получил номинацию на «Оскар». Это красивая и трогательная история, рассказанная достаточно реалистичным, но не лишенном философского экзерсиса языком. Она о трех девушках, категорически не понимающих своего отца, для которого отношение к приему пищи (а красавицы склонны к потреблению фастфуда, нежели к размеренным неторопливым трапезам) определяет отношение к жизни вообще.
Разум и чувства (1995)
Две «оскаровские» номинации сделали свое дело: имя Энга Ли загремело, и его пригласили снять масштабную костюмную мелодраму по мотивам классического произведения Джейн Остин, продюсером которого числится легендарный Сидни Поллак («Тутси», «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?»). Как и книга, фильм Энга Ли — это манифест об эмансипации женщин, избавлении их от ярма подневольных домохозяек, невластных над собственной судьбой и зависящих от мужчин. Вечно актуальная тематика принесла две награды Берлинского кинофестиваля, включая второго «Золотого медведя» в карьере Энга Ли. Этот фильм окончательно определил вектор творчества режиссера — это почти всегда драмы о семейных ценностях и их роли в обществе, включая недавний высокотехнологичный «Гемини».
Ледяной ветер (1997)
Помимо награды за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, эта семейная драма собрала внушительный букет прочих наград и номинаций, среди которых BAFTA и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль Сигурни Уивер. Фильм также стал трамплином для молодых актеров, среди которых Тоби Магуайр и дебютировавшая в кино Кэти Холмс. Сценарий у фильма и впрямь невероятно эффектный: в один не самый прекрасный День благодарения суровый шторм врывается в хаотичную жизнь двух соседских семей, Худов и Карверов, отношения между которыми переплетены в диком узоре из обмана, измен и бесконечных недомолвок, порожденных сексуальной революцией 1973 года.
Крадущийся тигр, затаившийся дракон (2000)
Спустя почти двадцать лет этот фильм остается одним из шедевров мирового кинематографа, но почему его так превозносят? Ответ скрывается в простой истине: как в свое время «Расемон» Акиры Куросавы демократично открыл Европе Японию, так фильм Энга Ли открыл капиталистическому миру Восток как таковой. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» — пример симбиоза так любимых на Западе фильмов о восточных единоборствах и самураях и медитативной фольклорной притчи о ненависти, зависти и чистоте духа. Забавно, что его часто преподносят как «историческое кино». Это, конечно, не так — для западного и европейского массового зрителя антураж средневекового Китая кажется чем-то всенепременно уходящим корнями в историю, но при этом мало кого смущает, что в нем великие воины буквально летают по воздуху, как не смог бы ни один Джеки Чан.
Халк (2003)
Сняв очередной фильм у себя на родине, Энг Ли вернулся в США, чтобы поставить один из первых супергеройских фильмов новой волны. Случился типичный конфликт продюсеров и режиссера: первые хотели одно, второй реализовал другое, а получилось в итоге третье. Для первых «Халк» затевался фильмом, который откроет новую нишу в массовом кино и станет началом большой кампании по выкачиванию денег. Энг Ли же увидел возможность рассказать о том, как даже в самом большом и страшном чудовище может скрываться человечность. Как итог, массовому зрителю «Халк» показался слишком скучным, а кинокритики окрестили его обычным попкорновым блокбастером. Но именно этот фильм стал отправной точкой в развитии супергеройского кино, так популярного сейчас.
Горбатая гора (2005)
Для Америки этот фильм стал моментом слома целого ряда устоявшихся клише. История о любви двух классических ковбоев на Диком Западе — в 2005 году это звучало как откровенная провокация. Национальный жанр, пропагандирующий маскулинность, характерную для американского кино того времени, внезапно был словно низведен сюжетом о невозможных, табуированных в обществе однополых отношениях, будто бы невозможных в эпоху освоения фронтира. Дополнительный «хайп» вокруг картины был обеспечен «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля, который всегда славился как место ниспровержения устоявшихся стереотипов (вспомните хотя бы «Джокера»), и обеспечившим картине сумасшедшие для подобного кино кассовые сборы. Именно после «Горбатой горы» к проблеме гомофобии в современном обществе стали относиться всерьез — и это безусловная заслуга фильма.
Жизнь Пи (2012)
До этой картины Энга Ли превозносили как необычайно тонкого и умелого рассказчика — но именно на ней режиссер прославился еще и как творец-визионер, способный поставить стихию высоких технологий на службу атмосфере и драматургии. Львиная (или тигриная) доля фильма выполнена при помощи компьютерной графики — разумеется, это было нужно за тем, чтобы достойно анимировать животных, в частности тигра, с которым один на один в шлюпке остается молодой индус посреди океана. Это была не самоцель, а средство для повествования истории: противостояние бурлящих человеческих страстей и необузданной силы природы превратило фильм в настоящую оду человеческому духу. В конце концов, не просто так ходят разговоры на манер «а был ли вообще тигр в лодке?». Потому что этот фильм, конечно же, не о тигре, а о том, как человек не сдается под натиском судьбы.