10 выдающихся лауреатов кинофестиваля «Сандэнс» за всю историю
7 ноября в прокат выходит фэнтези мелодрама «Райские Холмы» с Миллой Йовович, Эммой Робертс и Аквафиной. Лента впервые была представлена в январе этого года на кинофестивале «Сандэнс» и получила неплохие отзывы от критиков. Это уже третья картина одного из лучших фестивалей зрительского кино в российском прокате за последнее время, вместе с «Прощанием» Лулу Ванг и «Маленькими чудовищами» Абе Форсайта. Time Out выбрал 10 лауреатов разных лет, которые заслуживают самого пристального внимания.
Я, Эрл и умирающая девушка (2015, реж. Альфонсо Гомес-Рехон)
Кого-то этот фильм впечатлил столь сильно, что ряд американских критиков назвали его «лучшей картиной десятилетия». Это, конечно, преувеличение, но кино действительно выдающееся. Тихая, местами смешная, местами очень грустная (а местами и очень смешная) история о дружбе двух подростков: парня мечтающего стать режиссером, и девушки, больной лейкемией, единственной, кто верит в главного героя. Несмотря на несколько слезоточивый сюжет, главные достоинства фильма — он, во-первых, не давит на жалость зрителя, а во-вторых, даже в самые грустные моменты предлагает взглянуть на них с улыбкой. Это, кстати, и отличает многие «сандэнсовские» картины — они могут быть мрачными, но при этом почти всегда воодушевляют.
Просто кровь (1983, реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн)
Дебютный фильм легендарного дуэта братьев Коэн, с которого их слава, конечно, не началась, но который предсказал появление новых неординарных талантов. Они привнесли в американское кино яркий сплав из саркастичной черной комедии и мрачного нуарного фильма, который оказался удивительно удачным. Впоследствии сюжет про ревнивого мужа, нанявшего частного детектива, чтобы выследить и убить неверную жену и ее любовника, будет переосмыслен как в сериале «Фарго», созданном на основе фильмов братьев Коэн, так и в неожиданном китайском ремейке за авторством Чжана Имоу («Великая стена»).
В супе (1992, реж. Александр Рокуэлл)
Возможно, Александр Рокуэлл — один из самых недооцененных и уж точно незаслуженно забытых американских режиссеров современности. Работавший с Сергеем Бодровым, Джимом Джармушем и Квентином Тарантино, Рокуэлл— потомок именитого французского и российского режиссера анимации Александра Алексеева. Но ни один фильм не принес ему такого же успеха, как маленькая скромная черно-белая комедия со Стивом Бушеми о смешном парне, который мечтает стать великим режиссером и экранизировать свой 500-страничный сценарий, навеянный «Солярисом» Тарковского, но не может насобирать даже денег на квартплату. Пока все не меняет одно волшебное событие.
Фанатик (2001, реж. Генри Бин)
Провокационная и откровенная криминальная драма с молодым Райаном Гослингом, принесшая ему первую известность. Вызывающий сюжет рассказывает о молодом еврее, изгнанном из религиозной школы за слишком вольную трактовку священных текстов, который неожиданно для всех становится харизматичным лидером группы неонацистов. Это не «кошерная версия “Американской истории Икс”», как назвал фильм один американский кинокритик, а самостоятельная, серьезная и трагическая история о том, как на почве неудовлетворенности жизнью в человеке зарождается ненависть к тому, чему он сам же тайно от всех поклоняется.
Сокровище (2009, реж. Ли Дэниэлс)
До того, как заняться режиссурой, Ли Дэниэлс работал кастинг-директором и актерским агентом (например, «протолкнул» Уэса Бентли в «Красоту по-американски»), а также на съемках фильмов с легендарным певцом Принцем, которые принесли будущему режиссеру немало знакомств в музыкальной среде (это помогло ему позже стать шоураннером популярного сериала «Империя»). В социальной драме «Сокровище» , получившей две премии «Оскар» и ряд номинаций, у него снялась целая плеяда музыкантов: Ленни Кравиц, Моник, Мэрайя Кэри и, конечно, главная звезда фильма, госпел-певица Габури Сидибе, играющая несовершеннолетнюю девушку из неблагополучного района, страдающую от избыточного веса и беременную вторым ребенком.
Как сумасшедший (2011, реж. Дрейк Доремус)
Некоторым мелодрамы представляются, в большинстве своем, слащавыми картинами для особо впечатлительных домохозяек за сорок, которым обстоятельства не позволяют наслаждаться насыщенной личной жизнью. Но фильмы Дрейка Доремуса совершенно другие: он берет простые, но знакомые каждому сюжеты, и буквально выжимает эмоции из актеров, возвращая их вместе со зрителем во времена самых первых и самых искренних чувств. Таким стал и главный хит Доремуса, в котором, по признанию многих, ныне покойный Антон Ельчин сыграл свою лучшую роль: эмоционально нестабильного, невротичного парня, безумно влюбленного в свою девушку, с которой их разводят в разные стороны обстоятельства.
Станция «Фрутвейл» (2013, реж. Райан Куглер)
Настоящий хит авторского кино, который также получил приз программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и окупил свой крохотный по американским меркам бюджет (меньше одного миллиона долларов!) почти двадцать раз. История темнокожего парня, который жил простой скромной жизнью и был никому не известен, пока на него не напал белый полицейский — типично «сандэнсовский» сюжет: основанный на реальных событиях, злободневный, внешне простой и в меру претенциозный. После этой картины Куглер встал у руля «Крида: Наследие Рокки» и «Черной пантеры», в которых также снялся Майкл Б. Джордан, моментально ставший звездой после «Станции Фрутвейл».
Рождение нации (2016, реж. Нэйт Паркер)
Скажем прямо, кино для своего времени максимально внезапное, как черт из табакерки. В самый расцвет борьбы за права цветного населения (как минимум, вспоминается инцидент с расстрелом полицейскими двух афроамериканцев в Миннесоте) выходит эксцентричный байопик о восстании рабов на юге США с маскулинным темнокожим актером. Его название отсылает к одноименному расистскому фильму Дэвида Уорка Гриффита, вышедшему на экраны ровно за век до этого, а саундтрек состоит из брутальных рэп-композиций. Провокация в чистом виде, которая, правда, быстро выдохлась, когда исполнителя главной роли и режиссера Нэйта Паркера обвинили в изнасиловании и он моментально стал персоной нон грата на экранах.
В этом мире я больше не чувствую себя как дома. (2016, реж. Мэйкон Блэр)
Один из первых фильмов, с которого началась полнометражная киноэкспансия Netflix. Он моментально стал настоящим хитом, а также открыл заново для большой публики Элайджу Вуда, одного из самых недооцененных актеров современности (просто вспомните хоть один громкий фильм с ним после «Властелина колец»). Едкая сатира на американское общество, которое взращивает преступников, хулиганов и маньяков, но, в отличие от «Джокера» на ту же тему, не такая мрачная и безысходная (хотя без трупов не обойдется). Если вы любите фильм «Боже, благослови Америку!», то и этот вам обязательно понравится.