Гид по Большому фестивалю мультфильмов-2019
С 25 октября по 4 ноября в Москве пройдет крупнейший международный смотр анимации в России – ежегодный Большой фестиваль мультфильмов. Если вы до сих пор относились к мультикам как к детскому увлечению или знакомы только с работами Миядзаки и студии «Дисней» – это лучший способ заново открыть для себя мультипликационное искусство. Специально для этого Time Out узнал у команды фестиваля, на что неискушенным зрителям стоит пойти в первую очередь.
«Якоб, Мимми и говорящие собаки»
Рассказывает Дарья Гаевская, главный администратор
Если вы любите современную детскую иллюстрацию, тему сохранения городской среды, Ригу, собак (все вместе или по отдельности) и хотите провести выходной с детьми или своим внутренним ребенком – выбирайте полнометражку «Якоб, Мимми и говорящие собаки» известного латвийского режиссера, художника и аниматора Эдмундса Янсонса. Это отличное семейное кино, увлекательное и очень красивое визуально! Действие происходит в наши дни в историческом районе Риги – Московском форштадте, или Маскачке. Якобу, сыну архитектора, и его двоюродной сестре Мимми предстоит познакомиться и объединиться с местными бездомными псами, чтобы защитить парк от застройки небоскребами – тема прямо-таки на злобу дня, рассказанная с юмором, простым и понятным языком.
Спикер: Дарья Гаевская, главный администратор
Кстати, еще один фильм этого режиссера, «Международный день отца», можно увидеть в программе короткометражек от студентов Эстонской академии искусств под названием «Велочушь».
Программа «Только для женщин!»
Рассказывает Наташа Рейснер, руководитель международного отдела
Программа эта скорее для мужчин, хотя интересно будет всем: женщины смогут узнать себя в некоторых героинях, мужчины – узнать что-то новое о женщинах. Сборник, что называется, актуальный: много документальных фильмов, есть и автобиографические, например, фильм из проекта #MeToo. Есть фильм про работниц секс-индустрии в Израиле (с раввином, читающим рэп в конце). Есть история трансгендера (нежнейшая!) или исповедь женщины в депрессии, работающей в токсичном коллективе, рассказы женщин с генетическими заболеваниями или собранные в одном мультфильме все уничижительные высказывания, обозначающие «место женщины».
Спикер: Наташа Рейснер, руководитель международного отдела
Тут весь (или почти весь!) спектр проблем, с которыми женщинам приходится сталкиваться в жизни. Мне кажется, здорово, когда про твои проблемы и комплексы, твои сомнения и страхи рассказывают другие люди, которые живут в других обстоятельствах, в других странах, в других жизнях – это делает тебя менее одиноким, что так ценно.
Программа «Ночь Победителей»
Рассказывает Полина Кузнецова, контент-менеджер
Киноночи – это всегда особенный синефильский опыт. А ночь анимации, когда перестаешь разбираться, где кончаются собственные сны и начинаются мультфильмы – опыт незабываемый вдвойне. Отличный вариант для тех, у кого нет возможности посещать отдельные сеансы программы зарубежных короткометражек, и кто хочет лучше разбираться в трендах и расстановке сил в современном анимационном мире. Об этих мультфильмах уже говорят и их точно будут обсуждать ближайший год! Какие-то работы уже собрали ворох наград на международных фестивалях, другие только начинают свое триумфальное шествие. Это очень яркие, смелые и актуальные работы.
Спикер: Полина Кузнецова, контент-менеджер
Не бойтесь бессонной ночи: впереди еще будет время отдохнуть в длинные ноябрьские выходные, а встречать рассвет на Старом Арбате – бесценно.
«Ночь победителей» хотя уже стала традицией для Большого фестиваля мультфильмов, каждый год разная, и невозможно предсказать, какие эмоции она вызовет на этот раз. Но равнодушными вас точно не оставит!
Программа «Премьеры. Избранное»
Рассказывает Алена Кондратенко, менеджер специальных проектов
Одна из самых интересных и интригующих для меня программ на фестивале – это «Премьеры». Она состоит из только-только вышедших фильмов российских режиссеров – на нее можно приходить и смотреть, что происходит в нашей анимации прямо сейчас, что и кто пробует делать, какие техники, направления, какие истории актуальны. Для размышлений и, конечно, для удовольствия. А тем, кто не может попасть на все части «Премьер» (их в этом году четыре), я очень рекомендую пойти хотя бы на «Избранное».
Спикер: Алена Кондратенко, менеджер специальных проектов
Здесь будет и новый, ожидаемый фильм Ивана Максимова про одинокого монстра, и фильм Дины Великовской, нарисованный 3D-ручкой, и удивительный по красоте абстрактный фильм Анастасии Мелиховой на музыку композитора Михала Яцашека, и продолжение космической темы от Константина Бронзита, и «Дочь» Дарьи Кащеевой, которая взяла студенческий Оскар, а также другие фильмы из разряда «пропустить никак нельзя».
Программа «Анимация исследует мир»
Рассказывает Дмитрий Шлепнев, генеральный директор «Студии БФМ»
Программа документальной анимации – это не только мультфильмы. Когда тяжело объяснить или сложно снять обычное кино (объект съемки ускользает или не поддается), проще рассказать историю языком анимации – именно она становится лучшим инструментом и появляются фильмы, рассказывающие откровеннее, честнее, мощнее, чем любой другой вид искусства.
Спикер: Дмитрий Шлепнев, генеральный директор «Студии БФМ»
Стоит почитать аннотации к фильмам этой программы, и я уверен, что вы не останетесь равнодушными к показам сборников, рассказывающих про мир анонимов, порнокассет, про сорок недель беременности, современное оружие, селфи и другие истории на актуальные темы и из личного опыта режиссеров.
«Паника в деревне»
Рассказывает Виктор Федосеев, исполнительный директор фестиваля
Анимационных сериалов огромное множество – но этот французский сериал Венсана Патара и Стефани Обие совершенно особенный. Не зря он выходит уже много лет, знаменит и любим во всем мире. Его персонажи – это маленькие игрушки из детских наборов. Они сохраняют свою сувенирность: на их ногах подставки, а в руках – предметы: ружье у ковбоя, копье или лук у индейца (они с ними даже спят и в душ ходят); их движения неловкие, скованные, они как бы продолжают держать позы, чем только увеличивают комический эффект. Сериал сделан с отличным юмором – абсурдным, легким, неожиданным. А главное, мир этого сериала наполнен теми, кого вы уже знаете и видели на своей детской полке, будто именно ваши игрушки ожили.
Спикер: Виктор Федосеев, исполнительный директор фестиваля
В этом есть и ностальгический эффект для взрослых, и волшебство оживления для детей – то есть кайф вне возраста. Приглашаю всех! Будут и новые серии, и несколько классических, чтобы познакомить с сериалом тех, кто еще никогда не паниковал в деревне в компании ковбоя, индейца и лошади.
Программа «Анимация о Холокосте»
Рассказывает Лида Канашова, редактор буклета
На эту уникальную программу стоит идти всем – не потому что смотреть истории о Холокосте наша социальная обязанность, вовсе нет! Стоит идти за новым, невероятным, ни на что не похожим опытом. Все герои фильмов – реальные люди. Кажется, что именно анимация ближе всего смогла подойти к воссозданию памяти: памяти событий, которым нет документальных подтверждений, и памяти чувств, которые мы можем понять острее через образ, цвет и свет.
Спикер: Лида Канашова, редактор буклета
Одна девочка выживает в польском гетто, другая девочка – в концлагере, третья – в поезде, несущемся в Аушвиц… Что они видели тогда, что запомнили, о чем, рассказали и о чем умолчали – в этих фильмах есть секрет и ответ на вопрос: что помогло выжить людям тогда и что помогло им (нам всем) жить дальше.
«Швейцарец Крис»
Рассказывает Катаржина Белкова, PR-директор
Черно-белый, документальный, анимационный фильм об убийстве журналиста. Уверена, вы не ожидали увидеть что-то подобное в программе Большого фестиваля мультфильмов. Но анимация – это не только для детей и про детей. Я советую посмотреть этот фильм всем, кто хочет взглянуть на это искусство под другим углом и понять его многогранность.
«Швейцарец Крис» – фильм-расследование, которое ведет молодая девушка Аня. Она хочет раскрыть таинственное убийство, которое произошло во время войны в Югославии в далеком 1992 году.
Спикер: Катаржина Белкова, PR-директор
При странных обстоятельствах было обнаружено тело швейцарского журналиста Криса, одетого в форму международных наемников. Убитый был любимым братом Ани, и поэтому сейчас ей очень важно добраться до сути. Разматывая клубок таинственных обстоятельств, погружаясь в события 30 летней давности, девушка задается вопросами о возникновении военных конфликтов, а также участия ее брата в них.