Грибы, эсеры и театр: 5 интересных фильмов о Ленине
31 октября в прокат выходит «Ленин: Неизбежность» — историко-художественный фильм, посвященный малоизвестному эпизоду из жизни Владимира Ильича: как тот рискнул пересечь территорию Германии на поезде в самый разгар Первой Мировой, чтобы вернуться в Россию из Цюриха. Time Out вспомнил еще пять фильмов о Ленине, которые можно посмотреть на волне настроения.
Три песни о Ленине (1934, реж. Дзига Вертов)
Если отвлечься от позорного клейма «агитки», картина классика документального кино Дзиги Вертова любопытна хотя бы тем, что отлично показывает, как работала советская пропаганда того времени. Сам Ленин в фильме практически не появляется, только в хронике, но зритель видит, как на страну повлияло его правление: фильм фиксирует приподнятый дух народа, царивший в стране в это время, и уверенность в том, что идеалы Владимира Ильича приведут страну к самому светлому будущему.
Ленин в Октябре (1937, реж. Михаил Ромм)
По мнению многих кинокритиков, Ленин в исполнении Бориса Щукина в этом фильме — идеальный образ вождя революции. Для Ромма было крайне важно показать не революцию (как того требовала партия во главе со Сталиным), а именно образ самого Владимира Ильича — личность, эту революцию породившую. Из всей так называемой «киноленинианы», в рамках которой было снято с десяток фильмов, этот смотрится наиболее далеким от пропагандистской интонации советского кино первой половины XX века.
Шестое июля (1968, реж. Юлий Карасик)
Одина из последних «вольных» картин периода «оттепели», которую не затронул новый виток цензуры и пропаганды в СССР в конце 1960-х. Для фильма, созданного к очередному юбилею (на этот раз – подавления левоэсерского восстания в 1918 году), он был чрезвычайно смелым: вместо всепобеждающих большевиков – метущиеся люди, которые не совсем понимают, как остановить отряды ВЧК, вместо Ленина-пророка – Ленин-тактик, который руководствуется не всевышним провидением, а холодным разумом, вместо прославления всесоюзной революции – прославление подвига кучки людей, которые не дали эсерам захватить власть в стране.
Комедия строгого режима (1992, реж. Михаил Григорьев, Владимир Студенников)
Фарс тема в отечественном кино не слишком популярная, но почему-то именно Октябрьская революция и ее последствия становятся жертвами глумления особенно часто (можно вспомнить, например, «Интервенцию» с Владимиром Высоцким). После развала СССР поводов злобно похохмить был миллион с тележкой – а уж если взять за основу «Зону» Довлатова, то материал получается особенно острый и провокативный: группа заключенных, перевоплотившихся в вождей революции на сцене колонии, внезапно проникаются духом свободы, и спектакль о Ленине (вождя здесь играет Виктор Сухоруков) быстро перерастает в стихийный бунт.
Ленин – гриб (1991, реж. Наталья Серова)
Пускай это не фильм, а выпуск телевизионной передачи, но не упомянуть его просто незаконно. Два мятежных питерских Сергея – Шолохов и Курехин – в рамках эпизода программы «Пятое колесо» с упоением расписывают дикую, но удивительно логичную теорию, что Владимир Ильич революцию мыслил не собственным умом, а благодаря галлюциногенным грибам, которые в итоге и его самого обратили в гриб (а потом и в радиоволну, но это не точно). Пожалуй, так радикально (и очень смешно) образ Ленина не переосмысливал никто ни до, ни после. Да и доказательства, которые приводят Курехин и Шолохов (например, сходство легендарного броневика с грибницей), убедительно демонстрирует, как можно слепить пропаганду практически из чего угодно.