15 фактов о кинотеатре «Соловей», которые вы могли не знать
15 ноября одно из самых популярных досуговых мест Москвы, Киноцентр «Соловей» на Красной Пресне, прекратит свою работу. Несмотря на многочисленные протесты активистов, деятелей культуры и жителей столицы, здание, в котором располагается кинотеатр, все-таки снесут. На его месте планируют построить высотные апартаменты гостиничного типа. Time Out выбрал наиболее знаковые факты из насыщенной истории «Соловья», о которых вы могли не задумываться, когда ходили туда в кино.
Факт 1
Раньше на месте киноцентра располагались известные всему городу Пресненские бани. Именно для их расширения в 1903 году на углу улиц Дружинниковской и Красной Пресни (тогда – Прудовой и Большой Пресненской) было возведено модное по тем временам одноэтажное здание в стиле «модерн», над входом которого красовалось мозаичное панно «Лебеди» работы художника Михаила Врубеля, автора знаменитого «Демона сидящего». Владельцем бань был купец Петр Бирюков, бывший ямщик, приобретший известность (и прозвище «Банный король») за счет открытия по всей Москве подобных заведений. Потому в народе Пресненские бани часто именовались «Бирюковскими».
К сожалению, в советские годы панно Врубеля было утеряно, а само здание сильно обветшало, так что в 1979 году бани переехали в близлежащий Столярный переулок. Уже при расширении улиц накануне Летних Олимпийских игр 1980 года одноэтажный дом с искусной лепниной был снесен.
Факт 2
Здание киноцентра, в котором до сих пор располагался кинотеатр «Соловей», было открыто лишь в 1989 году. Проектом занимались Юлий Филлер и Владимир Гинзбург (сын известного советского конструктивиста Моисея Гинзбурга, автора дома Наркомфина). Оба впоследствии получили звания заслуженных архитекторов России.
Внушительный комплекс был выполнен ими в экспрессивном стиле «советского модернизма», что в определенном смысле служило ответом на классицистический ордер расположившегося напротив вестибюля метро «Краснопресненская». Отсюда же и роскошная по тем временам отделка: натуральный камень в облицовке фасада и окна из анодированного алюминия.
Что интересно, Гинзбург же в качестве одного из архитекторов спроектировал и новое здание для упомянутых выше Краснопресненских бань.
Факт 3
Киноцентр на Красной Пресне мог появиться на свет еще в 1970 году. Однако большой объем работ, дорогостоящие материалы и неоднократно менявшаяся планировка здания задержали реализацию проекта почти на двадцать лет. Лишь в начале 1980-х было принято окончательное решение о строительстве единого комплекса между улицами Заморенова и Красной Пресней – будущий киноцентр решили объединить в единый ансамбль с венгерским торговым представительством, которое возвели по соседству уже в 1983 году.
Факт 4
Как организация «Киноцентр» возник в 1959 году и назывался изначально Всесоюзным бюро пропаганды советского киноискусства (ВБПСК). Оно находилось в прямом подчинении у Союза кинематографистов СССР, который в начале 1970-х и выделил деньги на строительство киноцентра для проведения в нем кинофестивалей и другой просветительской работы.
Свое последнее наименование – Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр» – организация получила в 1987 году. Частично оно сохранилось и сейчас: в названии кинотеатра (Киноцентр «Соловей» на Красной Пресне) и в наименовании компании, которая им владеет (ЗАО «Киноцентр»).
Факт 5
Киноцентр в 1989 году
Официальное открытие «Киноцентра» состоялось 31 марта 1989 года. В этот день в Большом зале кинотеатра (ныне – зале №1) состоялся показ «Великого диктатора» Чарли Чаплина, чье столетие со дня рождения совпало с завершением затянувшегося строительства. Представить фильм тогда приехала в Москву жена легендарного комика леди Уна Чаплин.
Факт 6
Одной из целей строительства киноцентра было создание постоянной площадки для национального Музея кино – русского аналога Французской синематеки, у которого с момента возникновения, т. е. с конца 1920-х годов, не было собственного помещения. В открытом в 1989 году здании киноцентра ему отвели целых пять залов.
После распада СССР музей стал самостоятельной некоммерческой организацией и заработал параллельно с основным кинотеатром. Для московских синефилов того времени (таких, например, как будущий режиссер Андрей Звягинцев) он был настоящей Меккой: в нем за небольшие деньги можно было увидеть лучшую зарубежную и отечественную классику на большом экране, да еще и с первой в России аудиосистемой Dolby Stereo (которую бессменному директору музея Науму Клейману лично подарил сам Жан-Люк Годар).
Однако в 2005 году, когда киноцентр окончательно перешел в частные руки, Музей кино оказался на улице. Новые собственники хотели получать со здания максимальную прибыль и потребовали от не подразумевавшего высокую доходность музея либо платить огромную ставку, либо съезжать. Президент Союза кинематографистов РФ Никита Михалков, в руках которого оказалась судьба учреждения, принял решение продать долю – чем вызвал возмущение общественности, не утихавшее несколько лет. В защиту музея, среди прочих, в разное время выступали такие выдающиеся режиссеры, как Тарантино, Бертолуччи и братья Дарденн.
Более десяти лет после этого музей провел в скитаниях по различным площадкам, среди которых были и «Мосфильм», и Центральный Дом кино, и лишь 20 октября 2017 года окончательно обосновался на территории ВДНХ. Правда, уже без Наума Клеймана в качестве директора.
Факт 7
Пятнистая расцветка, ставшая сегодня чуть ли не главным символом «Соловья», появилась на фасаде здания в начале 90-х, когда туда въехал итальянский валютный ресторан «Арлекино» (в будущем ночной клуб и казино). Именно его усилиями киноцентр приобрел бешеную популярность и оставался на плаву все 90-е: как вспоминает актер Сергей Жигунов, бывший тогда исполнительным директором заведения, на выручку с «Арлекино» (около $1 млн.) тогда жил весь киноцентр.
Правда, баснословная прибыльность заведения вскоре стала камнем преткновения между несколькими ОПГ (организованная преступная группировка), орудовавшими в те годы в столице, что привело к полномасштабной войне между бандитами и в итоге — к человеческим жертвам. В частности, в июле 1997 года, прямо во время Московского международного кинофестиваля, рядом с кинотеатром были расстреляны совладелец клуба «Арлекино» Анатолий Гусев и его телохранитель. А уже через месяц около собственного дома исчез архитектор киноцентра Владимир Гинзбург: говорят, он принимал участие в проектировании «Арлекино» и остался недоволен гонораром за проделанную работу. Его тело, равно как и совершивших убийство преступников, так до сих пор и не нашли.
Факт 8
В середине 90-х киноцентр на Пресне был популярен прежде всего как концертная площадка. Во многом это произошло благодаря усилиям «Арлекино», который быстро превратился из ресторана в ночной клуб – к слову, один из первых в Москве. Знаменитые ночные шоу в «Арлекино» начинались после того, как заканчивались последние сеансы в кинотеатре: прямо в залах ставились столы, стелились ковры и запускалась иллюминация.
Именно сюда приезжал Марк Каминс, видная фигура нью-йоркской клубной сцены и продюсер дебютного сингла Мадонны, став первым из американских диджеев, посетивших Россию. Здесь же в 1995 году топ-модель Наоми Кэмпбелл презентовала свою дебютную пластинку Baby Woman в рамках мирового турне (за это, согласно The Village, владельцы клуба заплатили артистке $100 тысяч и подарили бриллианты). Неудивительно, что при таких затратах стоимость входного билета в «Алекино» порой могла достигать 600 долларов.
Факт 9
В середине 2000-х, уже после закрытия полукриминального «Арлекино», в киноцентре поочередно размещались популярные клубы «Инфинити» и «Бархат» – два из десяти самых больших ночных заведений Москвы с проходимостью до пяти тысяч человек за ночь. Обоими заправлял Александр Толмацкий, музыкальный продюсер и отец Децла.
Первый, «Инфинити», быстро стал неофициальным центром хип-хопа в столице: на пике популярности здесь выступали Мисси Эллиотт, Баста Раймс, Крейг Дэвид и другие. Популяризация клуба и R&B движения в целом проходила в том числе через специально созданную радиостанцию Next FM и участие в создании нашумевшего сериала «Клуб», съемки которого проходили в киноцентре.
В 2008 году на месте «Инфинити» открылся «Бархат» – еще один проект Толмацкого, просуществовавший по разным оценкам до 2011-2012 годов. В «Соловье» на его месте сегодня находятся залы 6, 7 и 8.
Факт 10
Свое текущее название – «Соловей» – Киноцентр на Красной Пресне получил только в 2011 году. О причинах такого выбора до сих пор существует несколько версий, однако наиболее вероятно, что так в честь самого себя кинотеатр назвал Юрий Соловей – юрист и неформальный управляющий киноцентра, последние пятнадцать лет представляющий интересы неизвестных владельцев здания. Когда в 2011-2012 годах в киноцентре произошел ребрендинг (и вместо трех залов стало 14, а потом и все 23), руководство таким образом решило проинформировать зрителей о произошедших переменах.
Факт 11
Киноцентр «Соловей» – один из последних независимых кинотеатров России, не входящий ни в одну сеть. В нем ежедневно демонстрируется до пятидесяти фильмов (а 17 ноября 2012 года в расписании их было целых 62). При этом «Соловей» – единственный в России кинотеатр, который проводит жесткую репертуарную политику и, согласно сайту, отказывается от 20% фильмов, выходящих в прокат. Таким образом руководство заботится о том, чтобы показывать зрителям только качественное, с их точки зрения, кино.
Внутреннее оформление «Соловья»
Факт 12
На данный момент с двадцатью четырьмя залами и общей вместимостью почти в две тысячи мест «Соловей» является самым многозальным кинотеатром России, СНГ и Восточной Европы. Однако появились залы не сразу: их нарезали из помещений бывшего клуба «Бархат» только после 2011 года, а последний добавили к 2015 году.
Факт 13
Киноцентр «Соловей» – единственный кинотеатр страны, который работает по «парижской системе»: фильмы показывают до тех пор, пока на них не начинает ходить меньше 15 человек. Например, сегодня здесь все еще можно увидеть ленты Паоло Соррентино «Молодость» и «Великая красота», пользующиеся у москвичей особой популярностью. А наиболее долговечной в этом плане стала картина «Амели», которую в стенах «Соловья» показывали в течение 37 месяцев (больше трех лет).
Внутреннее оформление «Соловья»
Факт 14
Снести здание киноцентра пытаются последние десять лет. Впервые участок земли под постройку «гостиницы с апартаментами и культурно-досуговым комплексом» согласовали еще в 2010 году, однако с тех пор сделка постоянно срывалась. Получить одобрение на снос в градостроительно-земельной комиссии Москвы удалось только год назад, в октябре 2018-го. С тех пор петицию за сохранение киноцентра подписали более ста тысяч человек, министр культуры Мединский обещал вступиться за «Соловей» перед мэром Собяниным, а активисты района неоднократно проводили пикеты и выходили на митинг у метро «Краснопресненская». Все это не помешало владельцам продолжить реализацию своих планов – как оказалось, бумаги на это были давно подписаны.
Факт 15
В 90-х киноцентру уже приходилось несколько раз закрываться из-за нестабильной ситуации в Москве – речь идет об августовском путче 1991 года и расстреле Белого дома в 1993-м. Правда, каждый раз это была временная мера. Теперь 15 ноября 2019 года Киноцентр на Красной Пресне должен закрыться вновь – но на этот раз, кажется, навсегда: в готовящемся к постройке гостиничном здании кинотеатра точно не будет.
Как сообщает телеканал «Москва 24», сотрудники «Соловья» уже получили документ, в котором указан последний день работы, однако поверить в это все еще не могут. Преданные киноцентру, в последний день, 15 ноября, они готовят для всех зрителей «Соловья» прощальный сюрприз.