Театральные фестивали осени. Часть II

Театральные фестивали осени. Часть II

Маргарита Лялинская   1 ноября 2019
4 мин
Театральные фестивали осени. Часть II

Насыщенная фестивальная осень неминуемо движется к концу, однако еще весь ноябрь московские площадки принимают самые актуальные, необычные и впечатляющие спектакли российских и зарубежных театров.

POEHALi

Когда: 3–6 ноября

Билеты

«Моя эстонская бабушка»

Хотя отношения России и европейских стран сегодня далеки от идеальных, от общих страниц истории никуда не денешься, а значит и культура будет вновь и вновь обращаться к ним — тем чаще, чем хуже будет строиться диалог. Центр Мейерхольда решил, что лучше налаживать связи, чем разрывать, и объявил о создании гастрольного проекта POEHALi, в рамках которого будет показывать свои спектакли за границей и привозить сюда самые интересных проекты зарубежных независимых театров.

В этом году программу составили спектакли эстонского Vaba Lava, поставленные российскими режиссерами: автобиографичный спектакль Юлии Ауг «Моя эстонская бабушка», «Транзит. Остановите музыку» Дмитрия Егорова — документальный концерт, о времени, когда эстрада наших стран была единой, и «Оборотень» Сергея Потапова, осмысляющего проблему столкновения двух культур на материале эстонской классики. Также в рамках фестиваля пройдут читки современных эстонских пьес и лекция режиссера Мерле Каруссоо о документальном театре.    

Сезон Станиславского 

Когда: 7, 11–13 ноября 

Билеты

«Книга Иова» Фото: D. Matvejevas

В этом году программа фестиваля небольшая, однако оба привозимых зарубежных спектакля поставлены признанными мастерами сцены. Во-первых, «Книга Иова» уже покинувшего нас Эймунтаса Някрошюса — ветхозаветная история о том, как Бог испытывает человека. Вполне возможно, что это один из последних шансов увидеть спектакль литовского режиссера в Москве.

Во-вторых, «Лебединая песнь D744» — спектакль-концерт Ромео Кастеллуччи, который, как и Някрошюс, размышляет прежде всего о категориях высшего порядка — о смерти, вере, соотношении души и тела, — но делает это с помощью более радикальных приемов. «Лебединая песнь D744» поставлена на шведское сопрано Керстин Авемо и знаменитую французскую актрису Валери Древиль, которая в нашей стране известна по работе с Анатолием Васильевым. Минималистичный, сконцентрированный на музыке, вокале и актерской игре спектакль отрицает возможность коммуникации со зрителем и ставит его в позицию вуайериста на театральном священнодействии.  

Shadowfest

Когда: 14–24 ноября

Билеты

«Небожители», Театр Luz, micro y punto, Испания

Московский детский театр теней в этом году привез на свой фестиваль театры не только из России, но из Польши, Великобритании, Испании, Италии и Турции, многие из которых приедут в столицу впервые. В программе детские спектакли от 3 до 12 , представляющие самые разные формы театра теней: как постановки, созданные исключительно с помощью рук, интерактивные форматы с участием маленьких зрителей, так и спектакли с песочной анимацией и даже теневая опера. Темы также самого широкого круга — от восточных сказок и древнегреческих мифов до попытки поговорить с детьми о смерти. 

Brusfest 

Когда: 8–17 ноября 

Билеты

«Пыль», Театр «Старый дом» 

Театр «Практика» и Мастерская Брусникина представляют фестиваль, посвященный памяти ушедшего в прошлом году Дмитрия Брусникина. Он был одним из первых театральных педагогов, который обратил внимание на документальный театр как средство обучения молодых артистов, именно это во многом и сделало его Мастерскую уникальным явлением в российском театре, поэтому на первом фестивале организаторы решили собрать самые интересные документальные постановки последних лет.  Среди них спектакли не только самих брусникинцев, но и работы из Хабаровска, Новосибирска, Казани, Эстонии, Бельгии и Финляндии.

Pop-up театр покажет «Смерть на работе», в котором о смерти рассуждают люди, сталкивающиеся с ней каждый день из-за специфики профессии, театральная компания «BERLIN» привезет спектакль из 30 монопьес, ограничив каждого зрителя выбором пяти историй, а «Бонни и Клайд» хабаровского ТЮЗа обратится к громкой истории псковских школьников, которые перестреливались с полицией, ведя прямую трансляцию. Спектаклями программа не ограничивается: в Новой Третьяковке пройдут показы лаборатории Михаила Патласова по постдокументальному театру, а в ММСИ уже открыта выставка памяти Дмитрия Брусникина «Человек размером с дом».  

Фестиваль NET

Когда: 13 ноября — 16 декабря

Билеты

«Why?» Театр «Буф дю Нор»

Программу 21-го Фестиваля нового европейского театра организаторы разделили на две столицы. Основная часть постановок будет показана только в Москве: «Ребро на столе: мать» Анхелики Лидделл, рассматривающий проблемы феминизма на материале испанского эпоса и библейских историй, играющийся на латинском языке «Августин. Исповедь» бескомпромиссного Васи Березина с Розой Хайруллиной, «Селфи-концерт» болгарского перформера Иво Димчева, «Why?» легендарного Питера Брука о жизни и смерти Всеволода Мейерхольда.

Ради другой части придется рвануть в Петербург: например, на «Игрушки» датской компании SIGNA — иммерсивного перформанса, разорачивающегося в пространстве завода слоистых пластиков, и на швейцарскую «Репетиция. История(и) театра (I)», в которой режиссер Мило Рау воссоздает средствами документального театра жестокое убийство, обращаясь к теме насилия в современном обществе. И, наконец, чтобы увидеть миниатюрную «Всемирную историю» Давида Эспиносы и музыкальный «Zauberland» Кэти Митчелл, тоже придется потратиться на Сапсан: билеты на московские показы давно распроданы.