Биеннале, шоурум и разрезанные холсты: 8 важных выставок ноября
В ноябре Москва радует множеством важных выставочных проектов. В здании Новой Третьяковки стартовала Московская международная биеннале современного искусства с участием Герхарда Рихтера, Георга Базелица и других легенд. В АРТ4 вот уже несколько дней показывают архивы Pussy Riot, Петра Павленского и группы «Война». А в конце месяца МАММ откроет ретроспективу Лучо Фонтаны — человека, впервые применившего неон в искусстве. Об этих и других выставках ноября — в ежемесячном обзоре Time Out.
8-я Московская международная биеннале современного искусства
Где: Новая Третьяковка (основной проект)
Когда: до 22 января 2020
Паола Пиви. We are the baby Gang. 2019
В столице стартовала восьмая по счету Московская международная биеннале современного искусства. В основном проекте одного из главных культурных событий осени принимают участие 33 художника из России, Германии, США, Катая, Саудовской Аравии и многих других стран. Экспонаты не менее разнообразны, чем география: от хрестоматийных деревянных человечков Стефана Балкенхола и полотен Георга Базелица до игривых разноцветных мишек из перьев работы Паолы Пиви. Больше об именитых участниках биеннале — в нашем обзоре.
3 архивные выставки: Pussy Riot, Петр Павленский и группа «Война»
Где: Музей АРТ4
Когда: до 6 декабря 2019
«Война». Акция ПИР в вагоне метро, 2007
В конце октября в АРТ4 по традиции стартовали сразу три выставки — на этот раз посвященные самым воинственным и эпатажным современным российским художникам. Одна из экспозиций собрала видеодокументации перформансов Pussy Riot: раннего «Освободи брусчатку», знаменитого панк-молебна «Богородица, Путина прогони» и других. Вторая выставка освещает «болезненные» акции Петра Павленского: от «Фиксации», в ходе которой художник приколотил причинное место к Красной площади, до «Освящения» — арт-поджога подъезда небезызвестного здания на Лубянской площади. Не забыли организаторы и о группе «Война», нарисовавшей монументальный фаллос на разводном мосту напротив ФСБ в Санкт-Петербурге — этот и другие проекты группы документирует третья экспозиция.
Дмитрий Цветков. Showroom
Где: галерея RuArts
Когда: 8 — 29 ноября 2019
В галерее RuArts открывается шоурум. Метафорический — вместо одежды, которую можно взять на съемки для журнала, нас ждут скорее символы обуви, головных уборов, украшений и прочих предметов. Художник Дмитрий Цветков решил превратить нечто изначально утилитарное в исключительно декоративное, иллюзорное и непригодное для повседневного использования. В некотором смысле его проект отражает процессы, в реальности происходящие в современной модной индустрии.
Геометризмы. 1950-е — 2010-е
Где: Новая Третьяковка
Когда: 12 ноября 2019 — 12 января 2020
Владимир Немухин. Черный ломберный стол. 1990
Параллельно с основным проектом биеннале Третьяковка открывает на Крымском Валу собственную экспозицию, посвященную геометрическому абстракционизму. На российскую художественную сцену это западное течение, основанное на сочетании цветных плоскостей, прямых и ломаных линий, проникло в конце 1950-х годов. Владимир Немухин, Эдуард Штейнберг и другие художники выработали собственное прочтение жанра, сочетающее как западное влияние, так и наследие отечественного авангарда.
Дагеротип, автохром, поляроид 1/1
Где: Пушкинский музей, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Когда: 19 ноября 2019 — 26 января 2020
Антонен Персонназ. Без названия. 1907–1936. Автохром. 9×12. Французское фотографическое общество, Париж
Во второй половине ноября Пушкинский музей отметит 180-летие со дня рождения фотографии. Экспозиция призвана продемонстрировать ключевые моменты в развитии жанра, без которого сложно представить не только историю искусства, но и нашу виртуальную повседневность. Мы увидим первое фотографическое изображение, первую цветную и первую моментальную фотографию и еще более ста уникальных произведений. Среди авторов — Луи Дагер, от фамилии которого образовалось слово «дагеротип», и классик фотоискусства Хельмут Ньютон.
Лучо Фонтана. Ретроспектива
Когда: 27 ноября 2019 — 23 февраля 2020
Сегодня многие художники в эстетических и концептуальных целях «увечат» свои полотна: разрезают и протыкают холсты или изначально собирают их из различных лоскутов. Одним из первых на подобные эксперименты еще в 50 — 60-х годах пошел легендарный итальянский художник Лучо Фонтана. Его серия «Разрезы», представляющая собой минималистские полотна с прорезями, стала новым словом в работе с формой, позволив объединить живопись и скульптуру в одном произведении. Подобный синтез искусств Фонтана назвал «спациализмом» и развивал его на протяжении почти двадцати лет. Помимо «Разрезов» одним из ноу-хау итальянца стало первое в истории использование неона в качестве художественного материала. В конце ноября в МАММ открывается первая московская ретроспектива знаменитого новатора.