Рецензия на фильм «Доктор Сон»
Дэнни Торренс (Роджер Дэйл Флойд) спасся из «Оверлука», но его до сих пор преследуют видения из прошлого. Мальчику не остается ничего другого, кроме как спрятать в себе сияние, чтобы начать новую жизнь. Проходит время. Дэнни (Юэн Макгрегор) вырос и с каждым днем все больше становится похож на своего отца — заглушает старые травмы алкоголем и беспорядочным сексом. В это время по всей Америке пропадают «сияющие» дети. Но злоумышленниками выступают не обычные преступники, а энергетические вампиры, которые питаются волшебным даром. Сюжетные линии переплетаются, когда у Дэнни вновь просыпаются способности, и он устанавливает телепатическую связь с девочкой по имени Абра (Кайли Керран). Он узнает, что за ней охотятся монстры, и чувствует себя обязанным спасти девочку, как его когда-то спас Дик Хэллоран (Карл Ламбли). Для этого Дэнни вынужден вновь встретиться лицом к лицу со своими демонами.
В свое время «Сияние» стало одним из самых страшных и одним из лучших фильмов за всю историю кинематографа. И вот спустя тридцать девять лет на экраны выходит продолжение культового триллера – «Доктор Сон». Еще чуть-чуть, и зрители бы праздновали сорокалетний юбилей. Однако выход фильма имеет большое значение не только потому, что это новая экранизация Стивена Кинга или сиквел культового кино Стэнли Кубрика. «Доктор Сон» выполняет еще и роль миротворца между покойным режиссером и писателем, который был крайне недоволен экранизацией своего произведения. Перед создателем фильма Майком Флэнеганом стояла сложная задача – не предать наследие Кубрика и угодить Кингу. В итоге новой картине удается удивительным образом сочетать лучшие традиции культовой классики и фундаментальные основы книжного мира Кинга, удовлетворяя при этом современным канонам кино.
Режиссер в свое время уже работал над экранизацией «Игры Джералда», которая получилась крайне посредственной. Но, к счастью, «Доктор Сон» по глубине и настроению ближе к психологически тяжелому сериалу «Призраки дома на холме». На зрителя воздействует медленнотекущая удушающая атмосфера, разбавленная грузными будничными реалиями и впечатляющими эпизодами путешествий в подсознание, отчасти напоминающими «Начало» и ранние ужастики Флэнегана — «Сомнию» и «Окулус». При этом в фильме использованы первоклассные музыкальные и визуальные решения Кубрика, которые возвращают к лучшим традициям хорроров конца XX века — но, к счастью, это не становится бесконечным копированием, в котором утопало второе «Оно».
В остальном же «Доктор Сон» куда ближе к кинговским основам. В фильме отчетливо видны знакомые мотивы горечи уходящего детства, трудностей взросления, власти памяти, влияния травм на взрослую жизнь и борьбы с подсознательными страхами. Повзрослевший Дэнни тоже мало чем вписывается в мир Кубрика, но это идет фильму только на пользу. С одной стороны, Дэнни становится все более похожим на собственного отца, а с другой, выполняет роль старины Дика — в итоге зритель видит ежесекундную борьбу с прошлым и попытки найти свое предназначение. Кроме того, нельзя не отметить игру Ребекки Фергюсон — актриса воплотила на экране образ вкрадчивой вампирши, напоминающей ведьму из «Волшебника страны Оз», отсылку к которому Флэнеган удачно использовал в фильме, опять же следуя книжным истокам сценария.
Можно было бы указать на недостаточно разработанную предысторию вампиров, слабо прописанный персонаж Абры, урезанные где-то сюжетные линии и слегка оборванную концовку… но совсем не хочется. Потому что «Доктор Сон» — это в первую очередь история о Дэнни Торренсе, о его преодолении, исцелении и самопожертвовании. И именно по закоулкам души Дэнни фильм выдержанно ведет зрителя на протяжении двух с половиной часов, показывая, что в мире осталось место для чудес, в которые, несмотря на неминуемое взросление, нужно верить.