Рецензия на фильм «Успех»
Штурмовать музыкальный Олимп в одиночку – занятие неблагодарное. Поэтому безбашенная пара молодых уличных музыкантов объединяется в панк-группу «The Prouds». Тогда им казалось, что удача караулит их за ближайшим углом: юная оторва-бунтарка со стальным характером и голубоглазый Курт Кобейн с белокурыми патлами до плеч почти сразу получили шанс записать первый альбом. Удача, однако, лишь показала язык: вдруг выяснилось, что бунтарка беременна, а, значит, о рок-н-ролльных шабашах пришлось надолго забыть. Все вернулось на круги своя лет через десять, когда «The Prouds» позвали выступить на детском утреннике их дочери. Утренник, надо сказать, удался: вспомнив былое, мамочка рванула из семьи прямиком в Америку – становиться звездой. А Курт Кобейн вместе с дочкой остался, но лишь для того, чтобы угодить в когтистые лапы отечественного шоу-бизнеса.
Скорее всего, «Успех» режиссера и сценариста Павла Руминова задумывался как комедия с большим количеством стеба: тогда строптивый панк-рокер по кличке «Кобейн», делающий карьеру на песнях Игоря Николаева, получает вполне разумное объяснение. И как иначе объяснить ситуацию, в которой никому не известная певица дерет горло в школьном спортзале, а среди зрителей – бац! – вдруг оказывается крутой американский (!) продюсер, жаждущий предложить красотке славу и кошелек?! Это или стеб, или сарказм, по-другому не скажешь. Во всяком случае, Павел Руминов, начинавший свою карьеру как бунтарь и экспериментатор, снявший в 2007-м «Мертвых дочерей», а в 2011-м потрясающий фильм «Я буду рядом» (Гран-при «Кинотавра»), вряд ли способен воспринимать всерьез подобные сюжетные кренделя.
Тем не менее продюсеры (Григорий Малков и Сергей Бобза) явно видели фильм в иных красках. Поэтому из плоскости стеба «Успех» (в первоначальном варианте «Дитя успеха») плавно перекочевал в плоскость наивности – и в результате превратился в мило-слащавое семейное кино, где вместо песен группы «На-На» и медово-томных баллад нашего кучерявого соловья Филиппа Бедросовича почему-то звучат каверы группы «The Сure», а музыканты в кадре играют нечто, отдаленно напоминающее панк-рок.
А дальше продюсеры невольно попадают в капкан, ими же самими заботливо изобретенный. Потому что снимать фильмы о рок-музыке и рок-музыкантах, держа в уме рейтинг «12+» или ориентируясь на условность детского кино, – дело безнадежное в принципе. Наивность и рок-н-ролл вообще сочетаются крайне плохо (если сочетаются вообще), поэтому убедительно рассказать историю в таких условиях вряд ли получится. Впрочем, можно, пожалуй, снять «сказку о рок-н-ролле для самых маленьких», что авторы, в общем, и сделали. Так что перед нами очередная полудетская байка о прелестях шоу-бизнеса, в котором рулят давно очерствевшие Карабасы-Барабасы (Алексей Чадов), а непокорные музыканты, попав в их сети, забывают о милом сердцу панк-роке и постепенно теряют человеческий облик.
При этом, конечно, кое-какое обаяние в фильме есть. Сказать за это спасибо нужно прежде всего актерам: Роману Курцыну, которого не портит даже парик, очаровательной и строптивой мамочке Юлии Снегирь и главное – невероятной Марии Лобановой (дочка Вита), без которой фильм попросту бы не получился. Плюс заряд позитива и положительная энергетика, пусть и с привкусом «детскости». Плюс парочка режиссерских придумок и довольно убедительных музыкальных номеров — например, совершенно чумовая сцена на корпоративе: будь таким весь фильм, цены бы проекту не было.