Рецензия на фильм «Девятая»
Неладно что-то в городе Санкт-Петербурге. На улицах завелся маньяк – и теперь каждое утро полиция натыкается на свежевыпотрошенное девичье тело. Хуже всего, что развлекается потрошитель явно с какой-то целью: то один орган вырежет, то другой; то рот своей жертве зашьет, то яйцо куриное с пентаграммой вместо сердца в грудную клетку засунет. Что это? Ритуал? Поклонение сатане? Или же свихнувшийся дворянин детективных книг начитался? (Впрочем, детективов-то пока не так много: XIX век на дворе). А тут еще некий медиум Оливия Рид с гастролями в Россию пожаловала: духов вызывает, магические сеансы устраивает, сыщиков со следа сбивает. Так что полковнику Ростову приходится нелегко: ему и душегубца надо поймать, и в сети Оливии не попасться…
Первое, что приходит в голову, когда начинаешь смотреть «Девятую» Николая Хомерики — мистический флер невероятно органично сочетается с образом Санкт-Петербурга. Готические соборы в шалях вечных туманов, величавая госпожа-Нева, чугунные горгульи, охраняющие кладбищенскую тишину, – все это словно специально создавалось ради того, чтобы режиссерам-мистикам было, где снимать свои фильмы. Кстати, в проектах «а-ля Бертон», «а-ля Финчер» или «а-ля Вильнев» этот город тоже бы смотрелся невероятно интересно: антураж северной Венеции как нельзя лучше подходит для них для всех.
Как ни странно, сочетается мистический Санкт-Петербург и с мироощущением Николая Хомерики — режиссера, начавшего свою карьеру в подземных водах арт-хауса (потрясающий «Сердца бумеранг»). Сегодня Хомерики занимается только высокобюджетными продюсерскими проектами: в 2016-м он снял «Ледокол», а год назад – «Селфи». Так вот: холодная, мрачновато-медлительная, чуть отстраненная эстетика «Девятой» гораздо ближе к творческой природе Николая Хомерики, чем то, чем он занимался последние несколько лет.
Тем обиднее, что проблем у фильма – воз и маленькая тележка. Во-первых, «Девятая» полностью провалена по части сценария. Каким-то волшебным образом, взявшись за детективный жанр, авторы не сумели хоть сколько-нибудь разработать детективную линию – вот уж где настоящая мистика! Не многим больше повезло персонажам: их мало, поэтому вычислить «душегубца» легче легкого, да и отношения между героями прописаны плохо (например, неприязни иногда безо всяких причин перевоплощается в симпатию). При этом в фильме заявлена потенциально интересная детективная пара: всезнайка-молчун полковник Ростов (Евгений Цыганов) и всезнайка-болтун Ганин, его помощник (Дмитрий Лысенков). Однако по факту каждый из них существует сам по себе, и новых Холмса и Ватсона зрителю не видать.
Во-вторых, чисто визуально «Девятая» напоминает всех и сразу: тут и «Шерлок Холмс» Гая Ричи, и сага о «Гоголе» Егора Баранова, и сериальный проект «Алиенист», и «Сонная лощина» Тима Бертона – список можно продолжать бесконечно. Есть у фильма Хомерики и ближайший родственник, с которым они перекликаются сюжетно и стилистически: «Девятая» – плоть от плоти проекта «Дуэлянт» Алексея Мизгирева. У них общие продюсеры (Александр Роднянский и Сергей Мелькумов), общий композитор (Игорь Вдовин), общий оператор (Максим Осадчий), на обеих картинах работала художник Татьяна Патрахальцева и так далее. Злые языки даже могут сказать, что «Девятая» – это попытка снять мистическое подобие «Дуэлянта», только за меньшие деньги (450 миллионов рублей против 725-ти). Это, конечно, не совсем верно, но тем не менее звучит очень правдоподобно.
Кстати, о бюджетах. Нехватки денег в кадре, конечно, не ощущаешь. Наоборот, продюсеры не поскупились ни на декорации, ни на массовку (в финальной сцене на ярмарке на экране действительно огромная толпа людей — в наших блокбастерах такого давно не встречалось). Зато компьютерная графика иногда сделана из рук вон плохо: фильм открывается странным эпизодом в древней гробнице, который даже до малобюджетных шедевров категории В не дотягивает. Еще сильнее ощущаются недоработки в предметном мире и недостаток деталей: есть смешной тренажер, напоминающий аппарат для пыток (все сразу вспомнили велосипедную дорожку из «Дуэлянта»), есть необычный костюм Оливии, в котором она выступает – но помимо этого у фильма нет практически ничего своего. Другими словами, «Девятой» катастрофически не хватает индивидуальности – и в этом, наверное, его основная боль и беда.
Единственно, за что можно проект похвалить (кроме, конечно, операторской работы и мистических, пусть и вторичных, красот Санкт-Петербурга) – это за попытку авторов разбавить мрачный антураж комиксово-комедийными вставками, смешав мистику и иронию. Сценаристы вводят в сюжет рассказчика, без умолку болтающего и разрушающего четвертую стену – он и тянет на своих впалых плечах всю комедийную линию. Получается, прямо скажем, не всегда убедительно, но худо-бедно прием работает. Впрочем, и ирония, и операторские изыски – это лишь пара капель в промозглой невской воде: их слишком мало для того, чтобы «Девятая» оправдала те надежды, которые на нее возлагались.